Средняя температура по больнице

Результаты новых соцопросов облегчения больному не принесли

В споры о том, улучшается ли ситуация в отечественном здравоохранении или нет, вмешивается безжалостная статистика. Данные очередного соцопроса Левада-Центра, проведенного в 130 населенных пунктах 45 регионов страны, положительной динамики не показали.

На вопрос «Как изменилось за последний год качество медицинских услуг?» 42% граждан ответили: «Несколько ухудшилось» или «Значительно ухудшилось» (это самое большое количество негативных ответов за последние девять лет). Еще 39% жителей констатировали: «Качество услуг не изменилось». И лишь 13% отметили положительные сдвиги — «некоторое или значительное улучшение».

В целом же российской системой здравоохранения «скорее не удовлетворены» и «определенно не удовлетворены» 77% опрошенных, три четверти взрослого населения. Между тем в 2008-2011 годах критических оценок было существенно меньше (55-59%). А вот в прошлом году число недовольных медициной увеличилось на треть, и сегодня картина остается той же. И это несмотря на существенные финансовые вливания, масштабное обновление оборудования в поликлиниках и больницах, реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» (а сделано за последние годы действительно немало).

Причины парадокса, на мой взгляд, в организационных промахах. Например, после введения электронной записи к врачу из регионов хлынул поток жалоб в Росздравнадзор: попасть к доктору, писали граждане, стало еще труднее. Особенно пожилым пациентам, которые не очень-то разбираются в компьютере или установленном в лечебном учреждении «Информате». Тогдашний руководитель Росздравнадзора Елена Тельнова 29 декабря 2012-го даже направила в регионы специальное письмо — «в связи с поступлением значительного количества обращений граждан по вопросу неудовлетворительной организации записи к врачу в электронном виде».

Но и после этого очереди не стали меньше. Электронная запись — это хорошо, но число врачей от этого не вырастет. Сложности возникают и с углубленными исследованиями. «Жду ребенка, необходимо сделать УЗИ. Но в поликлинике отказали: сначала врач был в отпуске, потом вообще уволился. Как бы намекают: мол, идите, делайте где-нибудь платно. 9 сентября 2013 г. Тамбов». «В нашу поликлинику записаться нереально. 27 августа. Санкт-Петербург». «Звоню уже 5 часов — линия занята». «Чтобы получить справку для бассейна, надо по новым правилам показать ребенка 7 врачам, однако записи к половине из них либо нет, либо откладывается на 2-3 недели, когда справка будет уже не нужна. 3 сентября 2013 г. Екатеринбург»... Подобными жалобами полон интернет.

Стоит ли удивляться, что на вопрос социологов Левада-Центра «Можете ли вы, другие члены вашей семьи при необходимости получить сейчас хорошее медицинское обслуживание?» две трети граждан ответили отрицательно. Только четверть опрошенных дали утвердительный ответ.