Женщина, которая стрижет

«Труд» поздравляет с профессиональным праздником всех парикмахеров

Сегодня отмечают свой праздник мастера расчески и ножниц — парикмахеры. Зачастую этих людей несправедливо относят к ремесленникам, хотя истинные ценители красоты относят их к людям искусства. Сегодня «Труд» решил поздравить с праздником всех парикмахеров страны и пообщаться с легендой парикмахерского дела, женщиной, которая делала прически Раисе Горбачевой и Наине Ельциной.

Как и в любой профессии, в парикмахерском деле есть свои первопроходцы и новаторы. Сейчас сложно представить, как по улицам города идут толпы женщин с одинаковыми прическами и такие же толпы клонированных мужчин. Однако в то время, когда свою карьеру начинала Долорес Кондрашова, именно так все и было. Сегодня Долорес, пожалуй, самый успешный парикмахер в России. В свое время среди ее клиенток были такие женщины, как Раиса Горбачева и Наина Ельцина.

Когда в 50-е, послевоенные годы юная Долорес устроилась на работу в парикмахерскую, ее профессия считалась совершенно не престижной. «Это произошло совершенно случайно. Я выросла в интеллигентной семье, все мои родственники были связаны с искусством. Меня с детства окружала атмосфера любви и поклонения красоте. Поэтому, думаю, я все равно проявила бы себя и в любой другой профессии, требующей творческого мышления. Но в ГИТИС меня не приняли — сослались на отсутствие опыта работы в театре. И я стала парикмахером. Знаете, ни разу в жизни не пожалела об этом», — вспоминает в разговоре с «Трудом» Долорес.

О салонах красоты в послевоенном СССР никто и подумать не мог, а в большинстве парикмахерских не было даже профессиональных ножниц и расчесок. Теперь Долорес со смехом вспоминает, как когда-то просила изготовить ей специальную расческу, для которой вместо зубцов пришлось использовать гвозди. Не существовало на тот момент и представлений о стиле. Парикмахер просто машинально накручивал химию или делал «модельную стрижку». Долорес с ее подходом к созданию индивидуальных образов стала просто революционером. «Говорят, у меня есть дар — это мое обостренное чувство формы и красоты, — говорит Кондрашова. — Но не думайте, что это только достоинство, это еще и большая проблема, чаще всего — для окружающих. Меня ужасно раздражают дисгармония и безвкусица».

Первый серьезный успех пришел к ней в 70-х, когда при Министерстве бытового обслуживания было создано конструкторское бюро (по сути, институт), где главным художником лаборатории парикмахерских услуг стала именно она. Кстати, именно тогда с ее легкой руки появился на свет образ модницы Раисы Горбачевой, которая даже предлагала Долорес стать ее личным мастером. Сейчас это кажется диким, но тогда парикмахер отказалась, потому что «не могла пожерствовать делом всей своей жизни ради обслуживания одного человека».

Вместе со своей командой эта женщина исколесила всю страну, создавая новую моду и новый стиль жизни. «За 20 лет мы изменили общественный вкус. И наши женщины наконец стали делать стрижки», — вспоминает Долорес.

Говоря о знаменитостях, Долорес подчеркивает, что не отдает предпочтения клиентам только из-за их статуса: «Знаменитости бывают разные, как и простые люди. Работа парикмахера в том и состоит, чтобы учесть все индивидуальные особенности, найти для каждого то, что подходит именно этому человеку, его стилю, настроению, соответствует его одежде и его работе. Главное — не путать стили, не уходить далеко в своих экспериментах, ведь будет смешно, если женщина-министр будет заседать в джинсах, например».

Долорес призывает всех своих коллег стать не просто ремесленниками: «Ремеслу можно обучиться, а вкус надо воспитывать. А уж если вы хотите работать в салоне самого высокого класса, где клиенты — продвинутые, интеллигентные, высокообразованные люди, то просто необходимо заниматься самообразованием, посещать выставки, музеи, концерты. Тогда и разговор с клиентом построить гораздо проще, и уважать вас будут и за ваш вкус, и за ваши знания».