Московские театры открыли сезон ловли «Синих птиц»

Сцена из спектакля «Идеальный муж. Комедия» в МХТ им. А. П. Чехова. Фото: РИА Новости

В столичных театрах прошли сборы трупп, на которых можно узнать, чем они удивят зрителей в предстоящем сезоне


По традиции в сентябре в московских театрах проходят сборы трупп, на которых можно узнать, чем и как они будут удивлять зрителей в предстоящем сезоне. Журналистов тоже приглашают на эти ристалища. И критиковать неудобно, поскольку приглашены в гости, можно только наблюдать и делать выводы.

Ритуалы этих сборищ похожи как две капли воды: шумное братание после летней разлуки, вспышки дружелюбия, и, конечно, надежда на «синюю птицу» в кармане. Здесь цыплят по осени считают: вспоминают прошлогодние заслуги, называя внушительные цифры — количество спектаклей и обслуженных зрителей, — чтобы ублажить главного спонсора в лице государства. Правда, представители Министерства культуры на сборы трупп не приходят. А зачем, если для этого есть бумаги.

Самым кассовым спектаклем прошлого сезона оказался «Идеальный муж» Константина Богомолова на сцене МХТ. Цены на билеты доходили до 10 тысяч рублей. Почти как на легендарный спектакль «№ 13» Владимира Машкова, который пришлось снять из-за проблем с ногами у артиста Евгения Миронова. Но Олег Павлович Табаков всегда ориентируется на зрительский успех. Поразмыслив, он предложил звезде российского кино восстановить комедию положений с новым составом. О чем и сообщил на сборе труппы, сидя на возвышении, словно патриций.

Богомолов купался в лучах славы, окруженный актрисами, заглядывающими ему в глаза в надежде получить роли в будущих «Братьях Карамазовых». В исторических стенах МХТ также появится венгерский режиссер Янош Сас, поместивший некогда героев «Мастера и Маргариты» в одноименной постановке в московское метро. Что он сейчас придумает с персонажами Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше», куда их отправит — пока большой секрет. Но на этих именах Табаков не собирается останавливаться и продолжит поиск молодых экспериментаторов.

Миндаугас Карбаускис, придя в «Маяковку» после свержения прежнего худрука, тоже взял курс на молодую режиссуру, чем вызвал симпатию чиновников. Возможно, позыв Карбаускиса и был продиктован благими намерениями, но пока «Маяковка» «выстреливает» лишь его собственными спектаклями «Таланты и поклонники» или «Август: графство Осейдж», а творения новичков приходится доделывать и переделывать. А ответственность ложится не только на него, но и на замечательных артистов труппы, которые, к счастью, уцелели и вытягивают многие постановки своей игрой.

Худрук «Et Cetera» Александр Калягин удерживает у себя Роберта Стуруа в качестве главного режиссера. И это неслучайно: ему нужен мудрый советчик, а самое главное — классный постановщик Шекспира, который сможет обеспечить своему будущему спектаклю «Комедия ошибок» толпы поклонников. Другое дело, как справится с неимоверной нагрузкой 70-летний Стуруа, сидя на нескольких стульях — ведь он уже вернулся в тбилисский театр Руставели?..

Мощный бренд «Ленкома», напрямую связанный с именем Марка Захарова, создавшего уникальный по энергетике коллектив, не сбавляет оборотов уже несколько десятилетий — не остановится и в этом сезоне. Захаров обещает две премьеры: Андрей Прикотенко, отличившийся в прошлом году «Пятью вечерами», в этом поставит «Дону Флору и двух ее мужей», Константин Богомолов пока находится в поиске нужной пьесы. При этом в театре нет старых спектаклей, дышащих на ладан. Создается впечатление, что каждый был создан чуть ли вчера. В чем секрет такого «молодого долголетия»? Видимо, в ответственности каждого артиста за свою роль. Ни один актер, кроме Сергея Чонишвили, не покинул «Ленком» ради больших ролей в других местах и доходных съемок в кино. Более того, звезды кинематографа сами приходят к Захарову и фактически заново осваивают секреты сценического мастерства. Как, например, Александр Балуев в «Небесных странниках».

Побывав на сборах трупп, можно сказать, что многое — если не все — по-прежнему решает художественный лидер театра и созданная им творческая атмосфера, а отнюдь не новомодные проекты. Кто бы мог подумать, что Вахтанговский театр так рванет вперед (причем с теми же актерами) и выйдет на первое место по посещаемости — 93,8%? Нужно видеть, как искренне и доверительно его руководитель Римас Туминас общается с артистами — не юлит, не противостоит, а сомневается, взывая к совести и чести. Вот и на этот раз он говорил о самом земном и понятном каждому: что значит обрести родину и свой дом? Что значит любить искусство в себе, а не себя в искусстве? Казалось бы, знакомые, набившие оскомину слова, но артисты воспринимали их восторженно. Ведь вернулась в родные стены после долгого перерыва Юлия Борисова. Ведь исчезли из театра прежние группировки. Уже не нужно против кого-то дружить: всех обуяла радость и единство — мы можем и готовы идти дальше.

Многое значит и органичный тандем худрука и директора. В Вахтанговском к началу сезона поменяли планшет сцены, где Туминас будет выпускать спектакль «Улыбнись нам, Господи!». Хочется верить, что в новом сезоне он улыбнется вахтанговской труппе и никакие гримасы времени не испортят праздничного настроения.

 



Стоит ли российским регионам вводить режим самоизоляции вслед за Москвой и Подмосковьем?