Госдума в ближайшее время рассмотрит законопроект, разрешающий и регламентирующий продажу и рекламу пива на спортивных объектах. Документ был предложен депутатами, неравнодушными к делам футбольным и околофутбольным, Игорем Лебедевым и Дмитрием Свищевым, долгие годы руководившим горнолыжной федерацией, а сейчас возглавляющим Федерацию керлинга. Оба представляют в Госдуме ЛДПР.
По их словам, в идее с пивом они ориентировались на практику других стран. Часть выручки от продажи пива, считают инициаторы, будет направляться на развитие детского и профессионального футбола. Каков будет этот процент — решать Минспорту и самим бизнесменам.
Российский футбольный союз идею полностью поддержал. Конечно, с оговорками про наличие «должной культуры потребления слабоалкогольных напитков». По мнению почетного президента РФС Вячеслава Колоскова, идея запрета пива на стадионах ему с самого начала казалась абсурдной. Она никак не повлияет на поведение семей, которые ходят на футбол с несовершеннолетними болельщиками: «Они приводят детей, чтобы приучить их к спорту. Наличие или запрет на алкоголь никак не повлияет на статистику по данным посетителям».
По мнению Минфина, последние спортивные мероприятия в РФ показали, что реализация алкоголя на стадионах не снижает безопасности зрителей при соблюдении необходимых мер, к которым отнесли увеличение количества контролеров, видеокамер и т. д. А вот Минздрав и Рос-потребнадзор выступают резко против. И у них тоже есть аргументы.
Напомним: идея запретить пиво на спортивных аренах и поблизости от них родилась после того, как на Манежной площади болельщики устроили погром после проигрыша сборной России японцам на чемпионате мира 2002 года. Тогда оружием «футбольного пролетариата» были не булыжники, а бутылки и банки. Хулиганов едва усмирили и вскоре после этого запретили продажу пива на стадионах, а потом ограничили и его рекламу. В 2011 году, согласно приказу тогдашнего президента Дмитрия Медведева, пиво приравняли к остальному алкоголю, в силу вступили соответствующие ограничения по его продаже и рекламе. Спустя три года правительство РФ выпустило постановление, согласно которому запрещалось появление на спортивных объектах в пьяном виде.
Хотя Сергей Фурсенко, который тогда возглавлял РФС, в том же 2011 году настойчиво предлагал вернуть на стадионы как пиво, так и его рекламу. По его подсчетам, это могло бы футбольным клубам высшего дивизиона приносить дополнительную прибыль в размере от 5 до 15 млн рублей в год каждому. И теперь приходится удивляться. Если продажа и реклама пива никоим образом не мешают людям культурно отдыхать на спортивных аренах, то почему российские футбольные клубы и другие наши спортивные организации в течение более 10 лет были лишены дополнительного источника финансирования? А если пиво так сильно вредит, то почему среди представителей разных эшелонов власти так много его горячих сторонников?
Посмотрим на других. В Англии разрешены реклама и даже распитие зрителями пива, шампанского и сухого вина на трибунах на соревнованиях по всем видам спорта: кроме футбола. На матчах премьер-лиги установлен «шлагбаум», запрещающий проносить алкоголь в пластиковых стаканах и бутылках из буфетов на трибуны. Зато реклама пива постоянно мелькает по ходу телетрансляций. И уже даже дети ассоциируют футбол с пивом. У болельщиков и футболистов Германии сохраняется традиция обливать друг друга пивом после победы. В то время как в Италии и Франции запреты на продажу и вообще на любые упоминания о пиве в связи со спортом жесткие. Так что выбор, у кого России стоит поучиться, большой, на любой вкус.