05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАК НАЧИНАЛОСЬ "СОТВОРЕНИЕ МИРА"

КОМСОМОЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ
Сентябрь 1949 года. Я студентка первого курса

КОМСОМОЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ
Сентябрь 1949 года. Я студентка первого курса теоретико-композиторского факультета Ленинградской консерватории. Однажды на одной из лекций получаю записку: "Наташа! Из девочек нашего курса ты больше всех нравишься Андрюше Петрову". Это имя было на слуху. По консерватории ходила сплетня, что девушка Андрея, с которой у него был роман в музыкальном училище, влюбилась в какого-то чеха!
Я была активисткой, комсгрупоргом курса. Как-то меня вызвала к себе секретарь партбюро факультета и дала первое важное комсомольское поручение: "Андрюша Петров переживает личную драму, и мы все должны ему помочь в это трудное время".
Мне вменялось в обязанность проявлять о нем заботу, любыми средствами отвлекать от грустных мыслей, не оставлять одного, ходить с ним в театры, кино, следить за тем, что он читает... Видит Бог, я, как могла, старалась. И, судя по конечному результату, это было, пожалуй, одно из самых успешных заданий, выполненных мною в жизни.
Честно говоря, до сих пор не понимаю, почему из всего курса Андрей выбрал такую Золушку, как я. Родители Андрея жили в это время в Германии, где его папа остался после войны работать хирургом в госпитале. Они присылали ему красивую одежду, обувь. Он был одним из самых элегантных юношей курса.
Мы же с мамой, вернувшись из эвакуации и получив комнату в общежитии, жили более чем скромно. На все случаи жизни у меня было одно платье и юбка с кофтой.
Вскоре мы стали довольно часто общаться и вне стен консерватории. Было что-то очень детское и трогательное в этом сильно заикающемся пареньке. При всей своей внешней замкнутости он в действительности был большим фантазером, очень начитанным и увлекающимся.
Первый курс Андрей окончил сталинским стипендиатом. Это событие было решено отметить в "Астории". Я впервые шла в "злачное" место и чувствовала себя несколько неуверенно. Озираясь вокруг, видя "взрослых завсегдатаев", я от волнения и смущения активно потягивала какие-то ликеры и к концу вечера была хороша! Ноги и руки плохо мне подчинялись. Но ощущение "повзрослевшести" радостно кружило голову.
Кто кого перевоспитал - остается загадкой по сей день.
КОНЦЕРТ ВИЛЛИ ФЕРРЕРО
Май 1951 года запомнился концертами прославленного итальянского дирижера Вилли Ферреро.
Заняв с вечера очередь в кассу филармонии, мы рассчитывали утром купить билеты. Наступило утро. Открылась касса, и первые "счастливчики" с билетами в руках свысока поглядывали на длиннющую очередь, огибавшую филармонию. По мере приближения к кассе ползли панические слухи, что часть билетов отложена для обкома, горкома, Ленсовета...
Когда мы подошли к окошку кассы, билетов, естественно, уже не было. Вдруг в глазах Андрея мелькнула озорная искра. Если билетов не достали, то, значит, их надо... подделать! К удивлению не расходившихся друзей по несчастью, мы взяли билеты на следующий день - на хор Свешникова.
Жильцы коммуналки на Васильевском, где жил Андрей, к нашей затее отнеслись сочувственно и с творческим энтузиазмом принялись за дело. В квартире жили несколько художников, и каждому нашлась работа: армянский художник Саркис вытравил краску и перекрасил билет в нужный цвет, мама Андрея из стиральной резинки аккуратно вырезала штамп с нужным числом, тетя аккуратно его пропечатала. Все! Билеты были готовы!
И вот - долгожданный день концерта.
Перед филармонией творится нечто невообразимое. Толпа вносит нас в вестибюль и припирает к загородке, у которой обычно стоят контролеры. На сей раз они подкреплены сотрудниками дирекции и администрации зала. И вот мы остаемся один на один с "грозой" филармонии, мудрейшим и добрейшим Григорием Юльевичем Берловичем - директором зала. Он берет наши билеты, и я чувствую, как сердце начинает биться где-то под коленками: сейчас может произойти нечто ужасное! Но в ажиотажной атмосфере, царившей в этот момент, наш подлог остается незамеченным. Мы - в зале!
Прошли годы, Андрей стал достаточно известным композитором, и его музыка нередко исполнялась в прославленном зале филармонии. В этих случаях мы всегда проходили через 6-й подъезд - подъезд для почетных гостей. Иногда нас встречал сам Григорий Юльевич Берлович. И вот однажды мы не выдержали и рассказали ему историю нашего попадания на концерт Ферреро. Берлович, прищурив глаза, с хитринкой посмотрел на Андрея и сказал: "От такого интеллигентного и талантливого человека я этого не ожидал", - и расхохотался.
В РОЛИ ПАПЫ И ДЕДА
Наша дочь Ольга появилась на свет 16 октября 1956 года. Нельзя сказать, что Андрей сразу же повзрослел и возмужал, почувствовав себя отцом. Он мило улыбался дочке, "гугукал", любил будить ее громкими разговорами после того, как я в течение часа мучительно пыталась ее усыпить.
Когда Олюха пошла в школу, Андрей часто спрашивал меня: "А в каком Оля классе?" И лишь когда Ольга поступила в консерваторию и начала проявлять определенный творческий дар, ее удачи и успехи Андрей стал воспринимать едва ли не острее и радостнее, чем свои.
Сегодня уже Оля достаточно самобытный композитор. И Андрей-папа с настоящим уважением относится к работе дочери, частенько советуется с ней, а в последние годы и совместно с Ольгой работает. Это и музыка к сериалу "Петербургские тайны", и мюзикл "Капитанская дочка"... Хотя это не мешает ему иногда вновь спросить у меня: "А сколько нашей Оле лет?"
Зато дед он удивительно трогательный. И в этой связи я не могу не вспомнить весну 1981 года, когда Андрея нежданно-негаданно пригласили принять участие в работе знаменитого Каннского кинофестиваля.
Обычно на фестивали такого ранга члены жюри приглашаются с женами. Однако я как-то умудрилась упустить из виду, что примерно в те же сроки моя дочь Ольга собирается сделать меня бабушкой. И после некоторых сомнений я поняла, что в данный момент нужна Оле больше, чем Андрею.
10 мая Андрей вылетел во Францию, а 11-го родился наш внук Петя. А тем временем Андрей продолжал заседать в жюри фестиваля. И не только заседать. В один из свободных вечеров друзья пригласили его в Монте-Карло - испытать судьбу на рулетке. Подарили несколько фишек - и игра пошла. Как когда-то, сев первый раз за руль автомобиля, он с легкостью повел его, так и здесь, впервые вступив в игру, вскоре выиграл около 800 франков. На все выигранные деньги новоиспеченный дедушка купил коляску для внука.
Человек внешне сдержанный, Андрей не проявляет своих чувств открыто. Но достаточно посмотреть на него, когда он говорит по телефону с Петей или Мананой (внучкой. - Прим. ред.). Как теплеют его глаза, как расплывается в доброй улыбке рот! И сразу становится понятно, что для него они самые дорогие и любимые существа на свете. Однако это не мешает ему иногда спросить: "А сколько лет Пете? А на каком курсе учится Манана?"
"СВОБОДУ ЩАРАНСКОМУ!"
1986 год. "Московский классический балет" под руководством Н.Касаткиной и В.Василева открывает гастроли в Лондоне спектаклем "Сотворение мира" (балет Андрея Петрова. - ред.). На партию Евы приглашена прославленная Екатерина Максимова. Интерес к гастролям огромный, все билеты давно проданы.
Около театра "Одеон", где должны проходить спектакли московской труппы, - немногочисленные группы людей. В руках у многих транспаранты: "Свободу Щаранскому", "Освободите Сахарова", "В России попираются права человека". Нарядная элегантная публика проходит мимо митингующих в театр, не обращая на них никакого внимания.
Зрители чинно рассаживаются по местам, спектакль начинается.
Наступает эпизод "Рождение Евы". На сцене Екатерина Максимова. Нежная, возвышенная, трепетная и очень красивая. Тихая мелодия сопровождает ее появление. И вдруг... по центральному проходу зала стремительно пробегает молодой человек, буквально перелетает через оркестровую яму, отталкивает дирижера и оказывается на авансцене. Он успевает выкрикнуть в зал несколько фраз...
Занавес опустили. Публика терпеливо ждет. Труппа и дирижер приходят в себя. Минут через 5-8 занавес поднимается.
Катя Максимова вновь начинает "Рождение Евы". Ее танец исполняется еще с большим вдохновением. Публика восторженно рукоплещет... На следующий день перед входом в театр стояли полицейские. Они просили дам открыть сумочки, а мужчин прощупывали специальным устройством, и, кстати, автор музыки также не избежал этой процедуры. Все последующие спектакли прошли спокойно. "Сотворение мира" выдержало испытание.
"МОИ СЛУШАТЕЛИ ЗДЕСЬ"
Как-то в середине 80-х на прямой вопрос одного из журналистов: "Почему вы не уезжаете из России?", - Андрей, не задумываясь, ответил: "Потому, что мои слушатели здесь, в России".
Тогда многие музыканты - исполнители, дирижеры, композиторы - начали покидать Родину и обустраивать свою жизнь в Европе и Америке. Исполнителям было проще: всемирная слава русской фортепианной, скрипичной да и дирижерской школы открывала двери лучших концертных залов мира.
Гораздо труднее складывались судьбы уехавших композиторов. Очень немногие из них сумели вписаться в зарубежную среду, не потеряв своего лица. И Андрей всегда искренне сочувствовал своим собратьям-композиторам, решившим порвать связи с Родиной.
И, кроме того, каждый раз при обсуждении этого болезненного вопроса он вспоминал о судьбе своего дяди - композитора Александра Петровича Ваулина. Он был достаточно известен в предреволюционном и послереволюционном Петрограде. Писал модную в то время авангардную музыку, дружил с Артуром Лурье, Борисом Асафьевым, общался с Луначарским. Потом эмигрировал - сначала в Югославию, а затем в Швейцарию, где познакомился со своей будущей женой - внучкой Л.Н.Толстого и двоюродной сестрой Галы Дали. Он нашел свою любовь, но потерял профессию. Занимался в основном преподаванием и переводами. Сочинял мало, и еще меньше исполнялся. Уверена, что в России его судьба сложилась бы иначе.
А у Андрея действительно слушатели здесь, в России, несмотря на то что и за рубежом его музыка достаточно хорошо известна.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников