ДЕМОКРАТЫ ЛЮБЯТ ШАМПАНСКОЕ, КОММУНИСТЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ ВОДКУ

В почте "Труда" высказываются пожелания рассказать о "социологической кухне", о том, каков взгляд самих социологов на нашу жизнь.С директором ВЦИОМ, профессором, доктором философских наук Юрием ЛЕВАДОЙ беседует корреспондент "Труда".

- Юрий Александрович, как я понимаю, главная задача руководимого вами учреждения - отслеживать изменения, происходящие в общественном сознании. Как вы думаете, точно ли ваши исследования отражают умонастроения россиян?
- Склонен думать, что итоги опросов, которые мы проводим, позволяют достаточно верно оценивать различные ситуации. Но проверить это можно только, пожалуй, в период выборов, когда наши предварительные выводы сверяются с окончательными данными голосования. Близкое соответствие одного другому убеждает нас в том, что наши методы достаточно надежны.
- Как часто к вам обращаются властные структуры?
- Заказы от сильных мира сего поступают к нам редко. Пик активности - перед выборами, когда они по-настоящему взволнованы, обеспокоены собственной судьбой и заинтересованы получить максимально неприукрашенные результаты, чтобы правильно сориентироваться.
- В последнее время некоторые СМИ утверждают, что коммунисты катастрофически теряют очки.
- Это либо заблуждение, либо - политический ход. Коммунисты стабильно сохраняют свои позиции, их поддерживает четверть взрослого населения страны. Прежде всего - пожилого возраста. На смену тем, кто уходит в небытие, приходит пополнение из недовольных и бедно живущих. Это - сила, которую нельзя сбрасывать со счетов. Другое дело, что перспективы у коммунистов шаткие. Они ничего конструктивного предложить не могут, а на протесте и тоске по прошлому далеко не уедешь. Правда, сейчас у левых иная тактика - уход от резкой критики президента. И, кажется, они о чем-то договорились с действующей властью - это новый штрих жизни.
- А как проводятся опросы?
- В регионах работают 30 наших отделений. Вопросы задаем не по телефону, а при личном общении.
- Вы считаете, респонденты всегда откровенны?
- Вопрос, как я полагаю, с подтекстом, исходя из менталитета российского гражданина, у которого одна правда - для себя, другая - для начальника, третья, - для соседа. Но в ходе опроса срабатывает эффект "вагонного попутчика". Вы, наверное, заметили, человек чаще всего предельно открыт с совершенно посторонними людьми...
- Стала расхожей фраза "народ всегда умнее власти". Вы с этим согласны?
- Это утешительные выдумки. Наши люди в массе своей легковерны, не умеют, а многие и не хотят о себе заботиться, основные надежды на собственное благополучие склонны связывать с властью, которую чаще всего и ругают. Это - парадокс, но, судя по опросам, так на самом деле и есть.
- Часто ли к вам обращаются бизнесмены?
- С нашим центром знакомы многие зарубежные фирмы, для которых мы проводили маркетинговые исследования, помогаем и "новым русским". Хотя сами они об этом распространяться не любят.
- Как вы оцениваете ситуацию, которая складывается в обществе сейчас, насколько россияне солидарны с властью, что не воспринимают?
- Владимир Путин - человек уже популярный и все же пока малоизвестный, необычный. Прежде никого у нас не выбирали с таким высоким показателем доверия. Это заставляет лидера внимательно следить за своим рейтингом. Хотя падение доверия к власти не представляет для нее самой никакой реальной опасности. Достаточно вспомнить всех предыдущих руководителей государства и Ельцина, который восемь лет "пролежал на боку". Но надо понимать, что от авторитета первого лица государства, безусловно, зависит очень многое, успехи и неудачи страны, в конечном итоге, - результат взаимодействия власти и народа. Сейчас он готов идти за Путиным. И хотя реальность остается тяжелой, сдвиги к лучшему намечаются.
- Вы имеете в виду экономику? Госкомстат дает обнадеживающие цифры, говорят, в производстве намечаются тенденции к росту.
- Это если верить статистике. Но когда примерно месяц назад мы спрашивали у респондентов, заметно ли оживление промышленности в их регионах, две трети из них ответили: ничего не заметно. Трудностей и нерешенных задач по-прежнему много, а к осени их накопилось еще больше, учитывая трагические августовские события.
- Так что сейчас показывает социальный термометр?
- В обществе накопилось много страха. Особенно после последних катастроф, пожаров, взрывов. Случаи подобного рода происходят и на Западе, но там они воспринимаются иначе - как "отдельные". У нас же почти всегда подобные происшествия приобретают масштаб национальной трагедии, начинается нечто вроде всеобщей истерии. На то есть свои причины, и довольно серьезные. Одна из них - власть берется отвечать буквально за все. Но быть ответственной за все она не может физически и не обязана по закону. Наш президент не должен быть в ответе за каждое ЧП. Если, конечно, не считать его царем или Богом. Эта роль нравилась Ельцину. Но Путин, видимо, другой человек. Рядом с ним по рейтингу (его поддерживают 60 процентов населения) поставить пока некого.
- Исходя из исследований, которые вы проводите, - каков сейчас социальный портрет рядового россиянина?
- В массе люди недовольны жизнью. Считают, что от преобразований последнего десятилетия многое потеряли и, главное, - уверенность в завтрашнем дне. 60 процентов респондентов говорят, что в основном уже приноровились к новым условиям, 30 процентов считают: они не смогут приспособиться к ним никогда. По большей части это люди в возрасте. Политикой интересуется треть людей, активно - еще меньше. К успеху других отношение стало менее подозрительное. Но олигархов не любят определенно. Мнение тут однозначно: лучше их всех в тюрьму, а если проворовались - то хоть на виселицу. К людям иной национальности мы более или менее дружелюбны. Не терпимы только к чеченцам и цыганам. На то есть политические и исторические причины. Почти половина людей считают себя счастливыми. Для сравнения: 90 процентов японцев и 70 процентов американцев полагают, что они вполне счастливы.
Как-то мы спросили у наших политиков: какой напиток (из спиртных) они предпочитают? И выявили закономерность: приверженцы демократии любят легкое вино, шампанское, коммунисты - водку. Видимо, последние считают: так ближе к народу. Задавали и такой вопрос респондентам: если на душе тяжело, с кем вы общаетесь? Как ни странно, в трудные минуты жизни люди хотят проводить больше времени с "братьями меньшими".
- Ваш центр работает в конкурентной среде. Появилось много организаций, занимающихся опросами, изучением общественного мнения. Вы как-то сотрудничаете?
- Работать в таком режиме интереснее, есть возможность сравнить результаты. Но, к сожалению, творческих связей, как и творческой состязательности почти нет.
- И последнее. Посмотрите, пожалуйста, глазом профессионала на анкету, которую "Труд" распространил среди своих читателей.
- По-моему, вопросы составлены грамотно. Единственно, от чего я хочу вас предостеречь, - от однозначных выводов. Пишут в газету, участвуют в телепередачах наиболее активные члены общества. В большинстве же своем люди, хоть ничего нынче и не боятся, но собственное мнение держат при себе. Так что наша, а в данном случае и ваша задача - разговорить тех, кто не очень охотно идет на контакт.