03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАКОН ПРОТИВ ДЕПРЕССИИ

Моисеева Елена
Опубликовано 01:01 13 Октября 2001г.
В ежегодном послании президента Федеральному Собранию была подчеркнута необходимость уменьшить диспропорции в развитии отдельных регионов страны. Такая же задача поставлена в недавно принятой правительством специальной федеральной программе. В течение многих лет этими проблемами серьезно занимаются депутаты Государственной Думы. 10 октября с.г. на пленарном заседании был рассмотрен законопроект "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий".Данный документ затрагивает интересы десятков российских регионов, касается многих миллионов граждан страны, связан с перспективами возрождения отечественной экономики. И потому читателям, думается, будет небезынтересно мнение по этому поводу председателя думского подкомитета по социально-экономическому развитию регионов и межрегиональным связям, кандидата экономических наук Андрея КЛИМОВА.

- До вынесения на пленарное заседание наш законопроект прошел все возможные стадии предварительного рассмотрения в Госдуме. Дважды проводились специальные парламентские слушания. Год назад, по моей инициативе, представители исполнительной власти в рамках "правительственного часа" докладывали о политике в отношении депрессивных регионов. Мы провели несколько специальных семинаров и "круглых столов" с участием ученых и специалистов со всей России.
- Однако известно, что еще в июле В.Христенко подписал официальный отзыв на законопроект, где говорится, что правительство не может его поддержать.
- Мы внимательно изучили эти замечания. По существу они сводятся к утверждению того, что правительство может само во всем разобраться и действовать на основании уже существующих постановлений и законодательных актов ("О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", "О конкурсах на размещение заказов для государственных нужд", Бюджетном кодексе и т.д.). В то же время жизнь показывает: усилия правительства пока не привели к сокращению количества депрессивных территорий. Кстати говоря, предлагаемый нами законопроект в основе своей не противоречит тому, о чем говорят в связи с проблемами депрессивных регионов представители исполнительной власти.
- Тогда, Андрей Аркадьевич, объясните, зачем нам еще один закон?
- Помимо иного, и для того, чтобы точно определить понятие "депрессивная территория". Пока тут немало путаницы. В 1998 году правительство относило к числу депрессивных те субъекты Федерации, которые имели слабую обеспеченность бюджетных расходов собственными доходами. Но в научной литературе и в мировой практике нет тождества между дотационной и депрессивной территориями. Появление первой из них зависит в первую очередь от сбора и распределения налогов. Вторая возникает из-за того, что относительно развитый район (например, "монопрофильный" город вокруг крупного предприятия) в результате изменений конъюнктуры рынка, истощения соответствующих месторождений либо по иным объективным причинам оказывается в состоянии глубокого кризиса. "Смешение понятий" в данном случае недопустимо. Об этом, в частности, говорится в солидном труде: "Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза", подготовленном под эгидой TACIS в 2000 году.
Представленные в Госдуму в марте 2000 года правительственные материалы гласили, однако, что "критериям депрессивности в Российской Федерации отвечают", по оценке Минэкономразвития, республики Адыгея, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Кабардино-Балкария и т.д. Меж тем указанные территории всегда считались "традиционно отсталыми (слаборазвитыми)", а никак не депрессивными. Депрессивность и отсталость две разные "болезни", имеющие сходные симптомы, и потому лечить их следует различными способами. Представьте себе, что будет, если больные, имеющие повышенную температуру и давление, но страдающие один от гриппа, другой от аппендицита, получат одинаковый диагноз и начнут лечиться одинаково.
-К чему же сводятся предложения по преодолению депрессивности?
- Прежде всего мы предлагаем выявить действительно депрессивные территории. Они могут располагаться в границах одного или нескольких сопредельных субъектов Федерации. Депрессивные районы и города могут существовать и внутри относительно процветающих регионов. Пермская область, находящаяся в первой десятке по уровню развития, имеет на своей территории Кизеловский угольный бассейн - типично депрессивный анклав. Причем эта богатая область-донор не в состоянии без посторонней помощи выручить тех, кто стал заложником истощения угольных запасов края. В отдельных случаях депрессивными могут быть признаны субъекты Российской Федерации в целом. Но мы ратуем за то, чтобы подобный глобальный подход применялся как можно реже. И чтобы оказывать помощь не всем нуждающимся, а лишь тем, кто, во-первых, не сможет в обозримом будущем справиться с проблемой самостоятельно, а во-вторых, тем, у кого имеется собственный потенциал, позволяющий при необходимой поддержке вывести территорию на путь устойчивого подъема за 3-5 лет. Я хотел бы отметить это положение законопроекта как принципиальное. Таким образом будут экономиться скудные бюджетные средства и концентрироваться в перспективных "точках роста". Депрессивных регионов определенно станет меньше.
Разумеется, без инвестиций "вылечить" депрессивную территорию невозможно. Однако само по себе принятие законопроекта не означает автоматического увеличения расходов. Речь идет о более разумной и эффективной перегруппировке средств, выделяемых ежегодно из госбюджета. Возможна даже их экономия.
Кроме того, такой подход позволит уменьшить количество депрессивных районов уже через 3-5 лет, а это равносильно годовой прибавке к федеральному бюджету страны в несколько миллиардов долларов.
- Ваши оппоненты не так оптимистично настроены и говорят, что законопроект якобы ограничивает возможность оказания государственной поддержки другим территориям, не подпадающим под заявленные характеристики.
- Это либо недоразумение, либо лукавство. Законопроект не затрагивает мер по выравниванию бюджетной обеспеченности текущих расходов. В этом смысле он никого не ущемляет. Что же касается скудного объема федерального финансирования инвестиционных проектов, то, если придерживаться старой формулы "всем сестрам по серьгам", недовольных и бедных меньше не станет. В случае же принятия нашего закона субъективизма в выделении денежных средств "любимчикам" поубавится. Тут уместно вспомнить недавний мой разговор с одним очень известным и влиятельным депутатом. Он мне сказал: "Понимаешь, Андрей, я сегодня зашел куда надо, поговорил с кем надо и получил что хотел, а при твоем законе мне могут отказать".
- Что же возобладает: "подковерная дипломатия" или здравый смысл?
- Голосование 10 октября показывает (а законопроект набрал 327 голосов),что депутаты правильно понимают ситуацию, а закон имеет хорошую перспективу быть принятым.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников