"ТЕПЛИЦА" ДЛЯ САПФИРОВ

Армянский город Ванадзор, (бывший Кировакан), некогда крупный промышленный центр, - оживает вновь.В заброшенных корпусах градообразующего химкомбината, созданного для нужд оборонного комплекса страны еще в 1929 году, возрождается производство синтетических "драгоценных камней".

- В 1989 году комбинат закрыли из экологических соображений, - рассказывает генеральный директор Вардан Варданян. - В разгар перестройки защитники окружающей среды ломали и растаскивали оборудование. Словно не понимали, что многие рабочие лишатся своих мест и заработков. От этих экологов завод пострадал больше, чем от землетрясения в декабре 1988 года. От подземных толчков у нас не было никаких серьезных разрушений. Рабочие остановили производство, и автоматика не подвела. Впрочем, завод мешал не только "зеленым". При советской власти комбинат хотели сломать лишь для того, чтобы в городе построить самый большой в мире проспект Ленина...
Синие сапфиры, рубины, гранаты, голубые топазы, сиреневые аметисты выращивают в специальных миниатюрных печах при температуре более 2000 градусов. На горящую "свечу" сыплется пудра из окиси алюминия, к которой добавляют различные химические вещества. Получается тягучая "карамель". Рабочие регулируют размеры будущего кристалла. Можно изготовить его, к примеру, в форме бутылки, слитка, стержня, пластины или трубки. В горячем цехе трудятся, как я заметила, одни женщины.
- Это потому, - объясняет заместитель начальника цеха Ваган Антонян, - что представительницы слабого пола намного внимательнее и терпеливее мужчин. А к жаре мы все привыкли. Конечно, зимой прохладнее. Летом в цехе за 50 градусов.
Рубин растет быстрее других кристаллов - пять-шесть часов. На изготовление синего сапфира уходит до восьми часов. Цех ни на секунду не прекращает и не прекращал работу. Даже во время страшного землетрясения.
- Когда начались подземные толчки, я была дома, вернулась со смены, - рассказывает Седа Григорян. - Сразу же побежала на работу. Все вместе обесточивали цех... Толчки у нас часто бывают. Мы их уже не боимся. Просто выходим на улицу. Ничего с собой и не берем. И брать-то особенно нечего. Народ у нас живет не богато...
Кристаллы из Ванадзора используются в ювелирной и часовой промышленности, приборостроении, электронике, лазерной и телевизионной технике, оптике, медицине. А еще производят здесь чудо-порошок мелем. Он входит в состав огнезащитных покрытий, в частности, той специальной краски, которой покрашены здания Моссовета и Киевского оперного театра. Огнестойкое покрытие с мелемом, как рассказали сотрудники комбината, выдерживает температуру до 1000 градусов.