ПОСЛЕДНИЙ САМУРАЙ

Когда сотрудник посольства Японии в России Дайсукэ Асаи снял туфли, закатал рукава рубашки и опустился на колени, все затаили дыхание. А господин Асаи пояснил, что в Японии каллиграфией занимаются именно таким образом.

У Дайсукэ Асаи в Петрозаводске были очень насыщенные дни. Он принимал участие в открытии Дней японской культуры. Дал мастер-класс, познакомился с клубом восточных единоборств. Побывал и на молодежной дискотеке, где демонстрировали прически в восточном стиле, проводили дегустацию сакэ и зеленого чая.
- Мне очень приятно, что в Карелии знают о нашей стране, любят ее культуру, - сказал господин Асаи.
А состоялся такой праздник во многом благодаря петрозаводчанину Анатолию Владимировичу Теремовскому, сыну русской княгини и японского генерала. В 1952 году, когда ему в детском доме меняли фамилию, то строго-настрого наказали: забыть навсегда, что он - Таро Адати. В новом свидетельстве о рождении в графе "отец" стоял прочерк, по матери он стал русским, отчество получил от деда. Кстати, тогда же была изъята и актовая запись о его рождении из Октябрьского отдела загса города Ленинграда.
Но все же старое свидетельство мама сохранила. Анатолий Владимирович несколько лет назад оформлял какие-то документы для Марии Владимировны и, когда случайно снял обложку с ее паспорта, обнаружил там аккуратно сложенное свидетельство о рождении, где было записано, что Таро Адати родился 10 января 1937 года в Ленинграде, отец - Адати Хисаси, японец, мать - Теремовская Мария Владимировна, русская.
Они познакомились в 1935 году. Хисаси Адати приехал в Советский Союз изучать русский язык. Так он обозначил цель своей поездки. В графе год и место рождения поставил: 1901, Токио, образование - военная академия генерального штаба, семейное положение - женат. Марии Владимировне было около 30. Красивая женщина, умница, интеллигентная и образованная, знающая несколько языков. Кстати, Мария Владимировна из старинного дворянского рода, ее отец был генералом царской армии.
Работала Теремовская переводчиком и по долгу службы была обязана сотрудничать с органами безопасности. И, наверное, неспроста она и стала переводчиком и гидом Хисаси Адати. И он, скорее всего, имея такое образование, приехал в Советский Союз не только для изучения русского языка. Как бы там ни было, но два человека полюбили друг друга, и у них родился сын - Таро. Когда произошел военный конфликт у озера Хасан и реки Халхин-Гол, всем японцам предложили покинуть Советский Союз. Хисаси Адати уехал на родину.
Несколько лет назад Анатолий Теремовский начал искать своих родственников в Японии. Газета "Труд" тогда написала о его судьбе, и благодаря нашей публикации и участию востоковеда Валерия Гузанова Теремовский узнал о своих корнях, побывал в Токио, познакомился с братьями и сестрами, посетил могилу отца.
Теремовские поддерживают отношения с родственниками в Токио. В Петрозаводске организовали общество дружбы "Карелия - Япония", председателем которого стал сын Анатолия Владимировича - Юрий Теремовский.