ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Юрий БОГОМОЛОВ, телевизионный критик:
- Непонятно, отчего такое внимание общественность

Юрий БОГОМОЛОВ, телевизионный критик:
- Непонятно, отчего такое внимание общественность уделила амбициям некоего г-на Грабового. Чего так кипятились гости программы "Пусть говорят"? А.Малахов даже в лицо хотел ударить новоявленного мессию, да карьерные соображения не позволили ему это сделать.
К слову сказать, вся обличительная программа Малахова по отношению к Грабовому оказалась хорошим пиаром последнему. Есть такая технология: возвышение путем поношения. Пусть говорят. Причем неважно, что Грабовой и Малахов в этом отношении два сапога пара. Они на пару разыграли великое предание о распятии Христа...
Сделали это гнусно, тупо и бездарно. Но, как показывает опыт "Аншлага" и "Кривого зеркала", и самые бездарные пародии имеют успех.
Повторю, однако, тут нечему особо удивляться. У нас сплошь и рядом кто-то кого-то воскрешает. Не такой уж это исключительный случай. Вот еще одна пара сапог: Проханов и Газманов. Первый на программе "К барьеру!" постарался вдохнуть жизнь в вечно мертвых Ленина и Сталина. Второй "Воскресным вечером" у В.Соловьева - песней-кричалкой "Я родился в Советском Союзе, я сделан в СССР" возрождал целую страну-покойницу.
Такие у нас гробовых дел мастера.
Георгий КАПРАЛОВ, доктор искусствоведения:
- "Школа не должна воспитывать", - с такого, как всегда, вызывающе провокационного утверждения возобновилась после отпускного перерыва телевизионная игра "Культурная революция" М. Швыдкого. Я, признаюсь, подумал: уж слишком откровенно и прямолинейно это подзадоривание. Какая тут может быть полемика?
Но уже первый из главных спорщиков начал энергично рубить воздух рукой и убеждать всех собравшихся, что означенное абсурдное утверждение - неоспоримая истина. Наша школа, в том виде, в каком она существует сегодня, не имеет необходимых условий для решения задач воспитания подрастающего поколения. И, как и следовало ожидать, с проблемы "воспитывать - не воспитывать" разговор плавно перешел на тему бедственного положения и учителей, и средней школы в целом.
Увы, все это так. И слова, которые произносили участники программы, звучали и год назад, и три, и пять. Но зато с какой благодарностью другие гости ток-шоу вспоминали своих школьных наставников, от которых они получили не только хорошие знания по математике или физике, по истории и литературе, а у которых научились ценить и истинно человеческое в человеке, понимать высшую цель своего служения "делу, а не лицам", как говорил еще двести лет назад Чацкий.
Кстати, о математике. Я убежден, что иной человек, математически высчитывающий свои доходы от той деятельности, которую он называет бизнесом, но лишенный нравственного стержня, неумолимо вырождается в преступника, хищника, мародера.
Мне представляется, что такой же вывод можно сделать из блестящего спича Жореса Алферова в честь науки, который он произнес в программе "Линия жизни" в начале своей беседы со зрителями на том же канале "Культура".
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- Самое большое впечатление на прошлой неделе произвела на меня не очередная теленовинка, а с интересом прочитанная книга Натальи Белюшиной "Монстры в ящике" с подзаголовком "Все, что вы думаете о телезаразе, но стесняетесь сказать". Как лукаво подмечено в авторском предисловии - "это сомнительное по своим художественным достоинствам, почти сюрреалистическое произведение". На самом деле книга, написанная с юмором, повествует о том, что телевидение способно довести человека до отчаянного состояния. За шутками-прибаутками и пародиями красной нитью проходит идея о непрерывной бессмысленности, аморальности, а подчас даже о развратности телеассортимента, сервируемого в "ящике".
Телегерой Завалихин - собирательный образ человека, сподобившегося засветиться почти во всех шоу, посиделках, "революциях", диспутах про "то" и про "это" и в конце литературной юморины оказавшегося в петле, так как это был единственный для него способ избавиться от раздавившего его монстра. Фамилии шоуменов в книге гротесково изменены, но как же легко по делам их узнаваемы все эти андреи махаловы, катори ушинашвили, михаилы прыткие или Елена Буханга, которой доверили славить "это", ибо краска стыда не выступает на ее лице. Автор книжки Наталья Белюшина, безусловно, не претендует на лавры Гоголя или Салтыкова-Щедрина, но одно сближает ее с классиками - смех сквозь горькие слезы.
Прочитал я последнюю страницу, включил телевизор, а там "они сидят". Писатель-циник Вен.Ерофеев снова препарирует шедевры мировой литературы; экс-министр Швыдкой пытается разобраться в проблемах школьного воспитания, хотя видно, что они ему в общем-то безразличны; Молчанов в "Частной жизни", словно забыв прекрасные свои прежние передачи, на полном серьезе исследует тему сглаза и порчи современных целителей; Лолита путает кухонные разборки с тончайшим эфиром; холеные донельзя Юлия Бордовских и Оксана Робски восторженно поют "многие лета" богатеям зазаборной Рублевки... "Сколько их, куда их гонят?"