ПЬЕР КАРДЕН СЫГРАЕТ ГОРЬКОГО

Несколько лет назад самый знаменитый кутюрье мира честно признавался мне в своем роскошном парижском офисе на Фобур-Сен Оноре: "Мне восемьдесят, и я собираюсь потихоньку отойти от дел". Но этот отход, судя по всему, либо здорово затянулся или совсем отложен.

Прилетевший вчера в Москву Карден был совсем другим. Одетый в строгий темновато-коричневый, естественно, "карденовский" костюм с накинутым на плечи бардовым шарфиком, он излучал полную и безмятежную уверенность в себе. На вопросы журналистов отвечал быстро и очень конкретно. А мне сказал, что на французском ему будет пообщаться особенно приятно.
- Я очень люблю театр, в моем "Эспас Карден" столько всего сыграно за эти десятилетия, - заявил месье Карден. - Можете считать меня другом вашей страны с сорокалетним стажем. Раньше ваши режиссеры везли ко мне в театр свои лучшие постановки, начиная еще с "Юноны" и "Авось" с Николаем Караченцовым. Я сотрудничал и по-прежнему дружу с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным, многими вашими прекрасными актерами.
А сейчас уже я привез в Москву пьесу академика Жана-Мари Руара "Горький на Капри". Она о том периоде жизни вашего писателя, когда он погружен в размышления: возвращаться ему в СССР из Италии, как предлагает Сталин, или жить в свободе, но безвестности в эмиграции. И вокруг всего этого возникает любовная интрига с его женой, молоденькой журналисткой и будущей знаменитой писательницей Берберовой, а также баронессой Будберг.
- Год назад вы привозили в Москву мьюзиклы "Тристан и Изольда" и "Безумства Дали", которые шли в вашем парижском театре.
- Теперь это серьезная пьеса. Не документальная, с элементами вымысла, очень трогающая. Судьба Горького и вообще судьба писателя, его отношения с властью... И я решил, что мировая премьера должна состояться не в Париже, как это обычно принято в моем театре, а в Москве. В ролях наши известные актеры, играем на французском. В конце октября - начале ноября мы дадим четыре спектакля в театре "Космос", название которого созвучно моему театру. Потом премьера в Париже, а дальше - посмотрим.
- Месье Карден, однако, судя по плакату крупной российской парфюмерной фирмы, висящему за вашей спиной, я могу предположить, что вы приехали в Москву не только в связи с грядущей премьерой?
(Карден быстро оглянулся.)
- Да, здесь я выпускаю линию изделий мужской парфюмерии, которыми очень доволен. И вообще у меня в России много дел и не только в Москве. Но сейчас, на этой встрече, мы говорим о моде.
- А как вы вообще оцениваете состояние современной моды?
- Что вам сказать? Люди берут совсем разные тенденции, смешивают их, отделяют моду от всего, и в результате получается нечто. Картина умопомрачительная. Мода в моем понимании должна сочетаться с жизнью, с ее социальными условиями. Да, в нашей профессии бывают разные периоды. И нужно, чтобы в нашей жизни произошел некий толчок, прорыв. Вот тогда и родится новая мода.
- А важна ли сейчас мода? Те, у кого хватает денег, одеваются теперь в дорогие вещи, считая, что чем дороже, тем лучше.
- Мода, быть может, - один из важнейших компонентов нашего существования, быть может, элемент N 2. Вкус и отношение к жизни проявляются в том числе и в том, во что вы одеты. У вас есть свой стиль поведения, свои прин-ципы. И если вы хотите играть в этом мире определенную социальную роль, рекомендую выработать и собственный стиль в одежде.
- Наша балерина Майя Михайловна Плисецкая такой стиль во многом благодаря вам выработала.
- И я благодарен ей, когда в Париже Майя, мой добрый друг, появляется в платье от Кардена.
- Месье Карден, позвольте задать вам сугубо личный вопрос. Потому и спрашиваю его не при всех, а уже здесь в коридоре: как вам, в ваши 84, удается ну совершенно не меняться?
- Это довольно просто. Надо работать. Очень много и постоянно, не задумываясь о годах. До свиданья и до новых встреч в Москве или в Париже.
- Уже улетаете во Францию?
- Нет, через несколько часов - самолет в Китай. Там у меня тоже много дел. Вас лично благодарю за столь многолетнее внимание к моей работе.
Рукопожатие мастера было вот уж действительно крепким.