Я ЖАЛЕЮ СВОИХ ЗЛОДЕЕВ

Критики зовут Игоря "заслуженным киллером России". Уже одно перечисление ролей, сыгранных Лифановым, способно навести ужас: Крест, Рокки, Фарт, Хруст... Хотя в последнее время в его актерском багаже появились и другие персонажи: герой войны, бравый спецназовец, мудрый егерь и даже попугай в "Дневном дозоре"... Но вот недавно Лифанов вновь взялся за старое - в Кронштадте начались съемки остросюжетного фильма "Поводырь" режиссера Александра Хвана, где у актера центральная роль - киллера Павла Шнырева. Его герой - бывший военный, теперь профессиональный убийца, мечется, загнан в угол. Узнав от заболевшей матери, что, оказывается, его отец жив, спешит к нему в далекую деревню. Но и в глухомани героя Лифанова не оставляют в покое враги...

- Игорь, когда вы беретесь за очередную роль убийцы, у вас возникает желание в самом последнем негодяе найти что-то хорошее?
- Есть такое. Каждого из моих героев мне по-своему жалко. Даже злобного злодея Рокки из "Ледникового периода". Вот и Павел Шнырев из "Поводыря", крутой, здоровый, при деньгах, попав в деревню, вдруг ощущает себя неполноценным по сравнению со своим немощным, совершенно слепым отцом. Это вечная притча, когда зрячий на самом деле слеп, а слепой - мудр и зряч. "Поводырь", по мнению режиссера Хвана, продюсеров Дмитрия Светозарова и Андрея Сигле, - это история прозрения сильной личности.
- Говорят, вы от этой роли поначалу отказывались...
- Я не очень согласен с финалом. Слишком радужный. Понимаете, фильм "А зори здесь тихие" не мог закончиться хорошо, у нас не Голливуд. Должно быть все, как есть на самом деле. А в жизни, к сожалению, зло побеждает слишком часто. Может быть, когда-нибудь, "в том мире, когда я стану кошкой", будет все хорошо. А пока оптимизма мало...
- Вы не предлагали переписать сценарий?
- Но ведь я не имею такого права. Просто хочу, чтобы услышали мое мнение, вот и все. Это ведь не боевик, а драматичная история. Боевики мне, сказать по совести, надоели. Первый канал предложил мне сыграть мафиози, так я отказался. Наверное, после "Поводыря" близко к злодеям не подойду.
- А положительные роли вам не предлагают?
- Почему? Предлагают. Тот же егерь из одноименного фильма - чем не положительный герой? А сейчас снимаюсь в сериале "Маршрут" с Александром Абдуловым. Там мы по горам лазаем - вы таким меня еще не видели.
- И кого вы там играете?
- Папу. Просто папу. Не скрою, мне страшно было играть с детьми, потому что свой ребенок - это свой, а когда чужие дети кричат, плачут, я теряюсь. Пришлось в себе что-то ломать, чтобы убедительно сыграть роль отца.
- Вы что-то резко похудели... Сели на диету, качаетесь в фитнес-клубе?
- Нет. Приболел и сбросил пять килограммов. Представляете, купил поддельное лекарство и, естественно, толком не лечился. Две недели у меня температура под 40 была, думал, помру...
- Говорят, что вы фатально невезучий человек?
- Наоборот, вы что! У меня столько прекрасных приключений в жизни! Со мной всегда что-то случается, но почти всегда выхожу сухим из воды.
- В марте этого года газеты написали о том, что Лифанов лихо гонял на Финском заливе, джип провалился под лед, и его доставали спасатели на глазах у изумленной публики ("Труд" посвятил этому семь заметок!)... И как теперь поживает ваш "Лексус"?
- Так вот он, стоит на обочине.
- Ходили слухи, что ставший знаменитым джип продадут на аукционе...
- Была такая идея, но на уровне хохмы.
- Восстановление автомобиля потребовало много сил, денег, времени?
- На второй день машина завелась. Правда, после этого поклонники в третий раз у меня номера сняли. Гаишники уже смеются надо мной...
- Издержки популярности!
- К счастью, меня достают не так, как Диму Нагиева. У него на крышах соседних домов поклонники дежурят с подзорными трубами.
- Вы с Нагиевым закадычные друзья?
- Да, еще со студенческих времен. В каком-то смысле у нас идеал дружбы - мы настолько разные, что можем не завидовать друг другу.
- Доводилось читать, что в детстве вы были болезненным мальчиком. Благодаря чему произошло чудесное перерождение в богатыря?
- Меня простудили еще в роддоме, и в детстве меня допекало хроническое воспаление легких. Я болел раз пятнадцать, когда мы с родителями жили на Украине. Когда же переехали в Норильск, то попали в целебный сибирский климат, и все мои болезни как рукой сняло.
- Но вы курите!
- Врачи советуют бросить, но как это сделать, даже не представляю. Пластыри антиникотиновые себе на плечи цеплял - ничего не помогло, думал, разорву всех вокруг! Обескураженный неудачей, сразу выкурил пачку сигарет.
- Александр Розенбаум, доктор по профессии, говорит, что всем готов объяснять вред курения, но сам завязать не может... А вот пить Розенбаум бросил. Решительно и бесповоротно. А вы, Игорь?
- Были времена, когда я был молод, сидел без работы и, эх, заливал! Теперь ситуация изменилась: один год я вообще не пил, а сейчас резко ограничил потребление алкоголя. Знаете, у каждого мужчины наступает такой момент, когда он понимает: если будешь бухать, останешься никем и ничем. Когда я трезв, то, как опытный кукловод, держу в руках нити управления собой. Но стоит пятьдесят граммов выпить и пойти в кадр, то язык еще не заплетается, но половина нитей перестают тебя слушаться. Мой релакс - моя работа. Усталость после съемок или спектакля, когда падаешь пластом, - самая приятная.
- Есть роль, о которой вы мечтаете?
- Нет такой. Я вам искренне скажу, что своего Гамлета я уже сыграл раз пятьдесят...
- Это как понимать, поясните свою мысль.
- Педагоги в театральном институте как учили: мы, актеры, так или иначе всю жизнь играем одну роль, только текст меняется. Что у тебя болит в душе, то ты и играешь. И разве я не сыграл Гамлета - несчастного, в сущности, человека, который не знает, что ему делать в этой жизни, куда приткнуться, кем быть, что такое добро, что такое зло. Сыграл, конечно.
- Когда вы в последний раз стреляли не на съемках, а в жизни?
- Не припомню. Я ненавижу оружие. Я отнюдь не корчу из себя мачо или Шварценеггера, щелкать затвором и гладить сталь не собираюсь. Мне кажется, что для мужчины это стыдно - ловить кайф от наркотиков, от оружия.
- А от чего должен мужчина свой кайф ловить?
- От добрых поступков, пусть порой и скромных. Мы сегодня с моей дочкой Настюшей по дороге на съемку подвезли двух солдат и были рады тому, что помогли ребятам.
- Ваши друзья утверждают, что в жизни Лифанов человек скромный, стеснительный...
- Так и есть.
- А когда последний раз доводилось бить кого-то по челюсти? Не на экране, а в жизни?
- Если честно, просто не помню. У меня был знакомый, маленький такой, хиленький. Стал он заниматься каратэ, дошел до черного пояса и однажды признался мне: "Десять лет хожу по ночам, ну хоть бы кто-то ко мне привязался". Понимаете, когда ты уверен в себе, от тебя идут флюиды какие-то. Поэтому я даже не припомню, когда опускался до мордобития.
- А выпить вам часто предлагают посторонние люди?
- Часто. Но я не пью со зрителями. Они, конечно, обижаются. Сразу начинают кричать что-то обидное вслед. От любви до ненависти, действительно, один шаг. Умней всего говорить, что ты закодирован, но не хочется чувствовать себя ущербным.
- Говорят, вы отказались от участия в "Последнем герое".
- Нет, меня не приглашали. Я разговаривал с Александром Лыковым, участником "Последнего героя-3", и он рассказывал, что особенно трудными были первые недели две-три. Говорит: "Думали, помрем!" Мне, правда, непонятно: почему когда человека загоняют в такие тяжелые условия, то сразу вылезает плохое, даже среди артистов, людей одного круга? Мне кажется, попади я в такой переплет, лучше бы молчал, замкнулся, чем выплескивать на окружающих весь свой негатив.
- Как же не растеряться, сделать правильный выбор?
- Все время помнить про десять заповедей, и все станет на свои места. Одиннадцатой не придумано, и стоит ли впопыхах пытаться самому ее изобретать?