Главная Культура 00:21 13 Октября 2017 10118
Время вторых

Два фильма о подвиге советских космонавтов столкнулись на экране

Леонид Павлючик

Наши кинематографисты наконец вспомнили, что Россия является космической сверхдержавой. Случилось это, правда, после всемирного успеха голливудских блокбастеров «Интерстеллар» и «Гравитация», прошумевших по экранам мира. Но лучше поздно, чем никогда. И вот на нашем киногоризонте возникли сразу два фильма, посвященных подвигам советских космонавтов. Справедливости ради надо сказать, что картины эти были готовы еще в начале года. Тогда министерству культуры даже пришлось вмешаться в репертуарную политику кинотеатров, чтобы развести в прокате две ленты на одну тему. И практически на один сюжет...

Эта инициатива минкультуры, как ни странно, дорого обошлась создателям фильма «Время первых», который, в соответствии со своим названием, стартовал в прокате первым — в канун Дня космонавтики. Создавая для ленты максимально благоприятные условия, чиновники от культуры перестарались, отодвинув еще и выход на экраны американского супербоевика «Форсаж 8». Сразу две преференции в адрес «Времени первых» дали повод злой молве приписать детищу режиссера Дмитрия Киселева, продюсеров Тимура Бекмамбетова и Евгения Миронова статус официального, «датского» фильма. Пошла ехидная волна в соцсетях, и зрители от «Времени первых» отвернулись.

Оказалось, что зря. Фильм о легендарном полете Алексея Леонова и Павла Беляева, о первом выходе человека в открытый космос получился захватывающим, динамичным, мощным. И при этом содержательным, с точно прорисованным социальным фоном, объемными характерами и яркими человеческими страстями. «Сарафанное радио» с опозданием разнесло эту весть, но кардинальным образом изменить ситуацию уже не получилось. Один из лучших фильмов не года даже, а последних лет прошел в прокате гораздо скромнее, чем того заслуживал. А многие киножурналисты «Время первых» даже не потрудились посмотреть, облыжно обозвав его «советской агиткой».

«Салют 7» выходит в эти дни на экраны в куда более благожелательной атмосфере. «Обиженных» у нас традиционно любят и жалеют. Многие из тех, кто отказался смотреть «Время первых», нынче поют новой космической одиссее осанну. Между тем, при ближайшем рассмотрении эти две картины оказываются на удивление похожими. Так, у фильмов практически идентичная сюжетная канва, до рези в глазах схожи и характеры персонажей. В самом деле: одного из двух главных героев и в той, и в другой ленте в силу медицинских показаний отлучают от полета. Второй герой говорит, что без первого не полетит. Поскольку старт готовится в авральном режиме — надо опередить американцев, — начальство в какой-то момент машет рукой и выпускает космонавтов на орбиту.

Один из них — рисковый, волевой, склонный к авантюрам. Второй — дисциплинированный, привык руководствоваться инструкциями и командами из ЦУПа. Экипажи из обоих фильмов попадают в череду нештатных ситуаций, им грозит участь не вернуться на землю. На сам ЦУП тем временем давят партийные чиновники и военные чины — им надо вернуть на землю космическое «железо», чтобы оно не попало в руки потенциального противника, а судьбы самих космонавтов их волнуют меньше. Но в безнадежных, казалось бы, условиях космонавты обоих экипажей проявляют выдержку, смекалку, героизм и в финале возвращаются на землю к своим любящим женам и детям.

Такой вот сюжет, проступающий с незначительными вариациями в двух разных фильмах. Их принципиальное отличие состоит, однако, в том, что картина «Время первых» основана на документальном материале — воспоминаниях космонавта Алексея Леонова, который стал не только главным героем, но и душой этого кинопроекта. На протяжении всей работы над фильмом он внимательнейшим образом опекал, консультировал авторов. А те отнеслись к доставшемуся им драматическому материалу с огромной ответственностью и творческим неравнодушием. В результате получился фильм, каждому повороту сюжета которого ты веришь, каждому кадру которого внимаешь как откровению, каждому герою сопереживаешь как близкому человеку.

Не то — с фильмом «Салют 7». Он тоже вроде отталкивается от реальной истории, которая произошла в 1985 году. Тогда на орбитальной станции «Салют 7» произошла поломка. Неуправляемая 20-тонная махина могла в одночасье рухнуть на Землю и при неблагоприятном стечении обстоятельств погрести под собой людей. Особенно опасались этого американцы. Чтобы разрулить катастрофическую ситуацию, на орбиту отправили экипаж космонавтов в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые в сложнейших условиях пристыковались к «Салюту 7», провели необходимые работы и вернулись с победой на Землю.

Фильм режиссера Клима Шипенко, до этого снимавшего весьма невразумительное кино типа «Кто я?», «Любит не любит», «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota», прихотливо, если не сказать волюнтаристски, соединяет реальные подробности нашумевшего в свое время полета с вымышленными эпизодами, порой удачно, а чаще неудачно сочиненными в тиши студийных кабинетов. Сами космонавты тоже носят в фильме вымышленные фамилии: Федоров и Алехин. При этом орбитальная станция, с которой предстоит стыковаться космонавтам, называется как в реальности: «Салют 7», а не, скажем, «Сокол 8». Тут у зрителей возникает первое недоумение: перед нами художественная реконструкция реальной истории или некое космическое фэнтези?

Это раздвоение сознания будет преследовать зрителя до конца фильма. Вполне правдоподобные и живые эпизоды, основанные на воспоминаниях участников тех событий, будут соседствовать в фильме с пожаром на космическом корабле, которого в реальности не было. С курением и выпивкой космонавтов на борту, во что верится с трудом. С идиотскими предложениями наших военных сбить станцию, о чем в действительности речь не шла. С американским шатлом, якобы отправленным на орбиту с целью «умыкнуть» станцию «Салют 7», что изобличает в авторах фильма наличие слишком буйной фантазии, замешанной на сиюминутной политической конъюнктуре.

При общем благожелательном отношении к фильму, обо всех этих нелепостях сегодня с горечью говорит участник тех событий, космонавт Савиных, но его, как выяснилось, на съемки не пригласили, консультироваться с ним не стали...

Апофеозом отвязной авторской «отсебятины» выглядит финал фильма, в котором уже практически потерявшие надежду вернуться на землю космонавты пытаются оживить замерший космический корабль, для чего огромным молотом изо всех богатырских сил «чинят» вышедший из строя солнечный датчик. Тут поневоле вспоминается американский фильм «Армагеддон», в котором советский космонавт орудует гаечным ключом, что, помнится, сильно возмущало наших депутатов. Уж не знаю, как наши ранимые слуги народа будут реагировать на увесистую кувалду в фильме не американского, а российского производства...

Не могу, впрочем, сказать, что в «Салюте 7» нет достоинств. Он выразительно и даже вдохновенно снят (оператор Сергей Астахов), в нем замечательная компьютерная графика, ни в чем не уступающая голливудским образцам. От фильма можно словить определенный эмоциональный драйв, если не слишком вдумываться в происходящее и не очень вслушиваться в грохот назойливой музыки и пародийно звучащие разговоры героев про триаду счастья, в которую входят семья, футбол и... строительство коммунизма.

Очень стараются хорошие актеры Владимир Вдовиченков (Федоров), Павел Деревянко (Алехин), Александр Самойленко (руководитель полета), но в силу скудноватого драматургического материала изрядно проигрывают на экране Евгению Миронову, Константину Хабенскому, Владимиру Ильину, создавшим потрясающий актерский ансамбль в фильме «Время первых».

Нет, никак мне не удается уйти от сравнения этих внешне похожих и столь разных по творческому итогу фильмов. К слову, звезды распорядились таким образом, что столкновения двух фильмов на экране избежать все-таки не удалось. 12 октября «Салют 7» вышел в широкий прокат. А 14 октября фильм «Время первых» будет показан по Первому каналу. И у зрителя появится возможность самим сравнить и оценить эти два таких одинаковых, таких разных фильма.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11118
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 6645
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6426
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6007
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 5510
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?