Саша Никифорова: Даже после знакомства с султаном жизнь возвращается в прежнее русло

По словам Александры, самые яркие эмоции на съемках у нее вызвал эпизод, где она скачет верхом во весь опор. Фото: Instagram
Александр Славуцкий
Опубликовано 20:10 13 Октября 2018г.

Актриса рассказала «Труду» о съемках сериала «Султан моего сердца»


Александре Никифоровой 25 лет, но в послужном списке актрисы уже полтора десятка фильмов, заслуживших престижные кинопремии. Известность ей принесла главная роль в сериале «Анна-детективъ», вышедшем на экраны два года назад. А в нынешнем, 2018-м состоялись премьеры еще двух сериалов с участием Александры: «Другая кровь», «Кумир». Скоро выйдет и третий — «Султан моего сердца» (киностудия «КИТ»). Последний фильм снимался в Турции. С этой работы и начался наш разговор.

— Действие ленты разворачивается в 1820-е годы в Стамбуле. Дочери служащего русского посольства, которую играет Александра, выпало знакомство с самим султаном Махмудом II... А какие знакомства выпали на съемках в Турции самой актрисе? Какие впечатления вынесла она из этой работы?

— Начнем с того, что Турция сегодня становится Меккой сериального кинобизнеса. Он так развился за последние годы, что теперь турецкую продукцию смотрит весь мир, включая даже Бразилию, этот признанный заповедник сериалов. Организация на высшем уровне! Правда, у турецких киношников есть пунктик: культ еды. Ему подчинено все. Съемки любой, даже самой важной, эмоционально насыщенной сцены могут быть остановлены лишь потому, что пришло время обеда. Группа оставляет камеры, выключает свет и отправляется к столу. Пришлось и нам это учитывать.

Для фильма был создан целый город на 24 гектара, включая дворец султана, мощеные улочки, шумные рынки, старинные дома. Уж не говорю о почти 10 тысячах пошитых костюмов. И это притом что в Стамбуле вполне хватает аутентичных районов. Зато кино получилось красивым и ярким. Дворцовую атмосферу начала XIX века удалось воссоздать «близко к тексту».

— Дело не только в декорациях и костюмах. Правда ли, что ты за месяц выучила турецкий язык?

— Неправда — за два.

— Как тебе это удалось?

— Со мной занималась замечательный педагог Аглая Макарова, выпускница иняза. Два месяца я ежедневно, даже в съемочные дни и по выходным, на несколько часов ездила к ней. Мы разбирали все сцены на всю неделю вперед. И не просто ради заучивания механического — мне необходимо было понять, что значит каждое слово, чтобы текст звучал осмысленно. Кстати, в фильме мы говорим на староосманском языке 200-летней давности. Поэтому в Стамбуле вне съемок я несколько раз попадала в забавные ситуации. Представляете, вы в Москве заходите в супермаркет и обращаетесь к продавцу: милостивый государь, не соблаговолите ли... Так и я со своими фразами вызывала у современных турок оторопь.

— А какой эпизод на съемках вызвал у тебя самые яркие эмоции?

— Там, где я скачу верхом во весь опор.

То ли мы с конюхом друг друга не поняли, то ли лошадь взбунтовалась, но помчалась я так, что ветер в ушах засвистел. Лошадь головой мотает в разные стороны, пытается меня скинуть, и я уже не в седле, а у нее на шее. Еще чуть-чуть — и свалюсь. Сама не понимаю, как мне удалось вернуться в седло. Но удалось!

Интересно было работать в паре с турецким актером Али Эрсаном Дуру. Сперва мы общались по-английски, а потом постепенно перешли на турецкий. Но тоже получилось. Из таких вот преодолений и состояли эти съемки. Зато теперь можно сказать, что я знакома с султаном. Хотя и после такого знакомства жизнь должна возвращаться в прежнее, обыденное русло.

— Считается, что турецкие мужчины теряют голову при виде наших женщин. Ты это почувствовала?

— Светлокожая и светлоглазая девушка на улице восточного города, конечно, выделяется из толпы. Но могу засвидетельствовать одно: за все время я ни разу не столкнулась с грубостью. Даже взгляда нескромного на себе не ловила. У меня сложилось стойкое ощущение, что атмосфера на улицах там теплее и дружелюбнее, чем в России. И еще: в Турции в большей степени, чем у нас, чувствуется культ семьи.

Даже в метро или на улице можно заметить повышенное внимание и знаки любви, которыми папаши одаривают своих чад. В Турции преобладают поздние браки, там женятся в 40 и позже, наверное, в таком возрасте семейные отношения более осознанные, чем в ранней молодости.

— Ты чувствуешь себя известной? Тебя узнают на улице?

— Совсем нет, никакой славы и нимба над головой не ощущаю. Каждую роль в кино воспринимаю как награду. Я шла к своей профессии семь лет, через три вуза и два города. Начала учиться в Санкт-Петербургской академии театральных искусств на Моховой, потом перешла в Институт сценических искусств, а диплом получила в Щепкинском училище в Москве.

А насчет узнаваемости... После выхода сериала «Анна-детективъ» мы с Дмитрием Фридом, исполнителем главной мужской роли, были в театре. В антракте к Дмитрию подошли восторженные женщины, осыпали его комплиментами за прекрасно сыгранную роль. И просили его передать привет и благодарность партнерше Александре Никифоровой. А я рядом стою. Представляете? Конечно, в исторических сериалах костюм и грим сильно меняют облик. Но в любом случае сказать, что мне проходу не дают восторженные зрители, было бы огромным преувеличением.

— Обидно?

— Напротив. Есть ведь другая форма зрительской признательности. Например, после фильма «Анна-детективъ» зрители требуют продолжения сериала, некоторые даже сами пишут сценарии, придумывая новые сюжеты. Значит, люди не хотят расставаться с полюбившимися персонажами, их эта история затронула — не зря мы работали, старались. А главное лекарство от тщеславия — работа.

— У тебя родился ребенок — и через два месяца ты уже вышла на съемочную площадку. Объяснив, что двух-трехлетний перерыв в карьере может стать роковым, про тебя все забудут. Получается, карьера важнее ребенка?

— Еще год назад так и было: любая пауза между проектами, даже двухнедельная, повергала меня в ужас. Сейчас я к этому отношусь куда спокойнее, все дни, свободные от съемок, стремлюсь отдать общению с моей Анечкой. Дочка учит меня правильно расставлять приоритеты в жизни, не тратить время на ерунду, на те же социальные сети. И, конечно же, мне очень помогают мои родители. Когда случаются ночные смены или командировки, важно знать, что твой ребенок находится с родными и любящими людьми.

— После фильма «Анна-детективъ», который снимал твой бывший муж, режиссер Евгений Семенов, вы расстались...

— Не хотела бы обсуждать мои отношения с бывшим мужем.

— Ну хорошо, тогда скажи, что в твоем представлении идеальный брак?

— Думаю, в первую очередь это отношения друзей, помогающих друг другу в общем деле, будь то профессия, воспитание детей или домашние хлопоты. Главное — обойтись без соперничества, без вымещения комплексов на другом человеке. Есть любовь — получится, нет ее — все попытки обречены, не имеет смысла и пробовать.

— Любимое занятие на досуге?

— Очень люблю пешие прогулки с дочкой в парках, особенно нам нравится Царицыно. Как крымчанка не могу обойтись без летней поездки к родному Черному морю, к любимым людям. А ежедневным отдыхом, который расслабляет и восстанавливает силы, для меня является йога. Она требует совсем немного места, а дает очень много. И все-таки огромная радость проистекает от работы: чем труднее поставленная задача, тем больше удовлетворения от ее выполнения. Но главное мое счастье — конечно, дочка. Я порой даже не понимаю, кто из нас кого учит жизни. Хотя ей всего три года.

— Ну и чему можно научиться у трехлетнего ребенка?

— О-о, это целый кладезь мудрости! Первое, что стоит у детей перенимать, — это естественность, легкое отношение к жизни. Мы, взрослые, все неимоверно усложняем, отсюда масса неприятностей и бед. Из-за суеты и постоянной жвачки из одних и тех же проблем нам трудно бывает заметить красоту и разнообразие окружающего мира, обратить внимание на интересных людей. Малыши же смотрят на мир ясным взглядом и видят куда больше нас. Еще они, пока не подрастут, не умеют врать. Эх, если бы всем нам так можно было жить до старости...

De Novo 15 Октября 2018, 05:50
Прочла - удивилась. Александра Олеговна Никифорова молода, но это не повод обращаться к ней на ты. Мне кажется, "вы" и "Александра Олеговна" были бы куда уместнее, это не девочка из детсада, в конце концов! Или в газете "Труд" так принято? Всех интервьюируемых называть по имени и на ты? Странно.



Зачем Петр Порошенко ввел на Украине военное положение?