Ложка дегтя в юбилейный торт

Как одним щусевским шедевром в столице стало меньше

В октябре просвещенный мир отметил 150-летие со дня рождения выдающегося русского зодчего Алексея Щусева. Того самого, что сотворил в Москве самое известное здание советской эпохи — Мавзолей Ленина и одно из самых масштабных сооружений нашей столицы — Казанский вокзал. Но ко всем юбилейным речам в честь знаменитого созидателя примешивается горький привкус от «подарка», приготовленного ценителям архитектуры в Москве.

Сразу два музея — декоративного искусства и архитектурный (кстати, носящий имя классика) — устроили масштабные выставки в честь Щусева. Однако труд кураторов (разумеется, помимо их воли) стал, по сути, ширмой, за которой — совсем не почтительные деяния городских властей. В юбилейном для Алексея Викторовича году Москву фактически лишили одной из ключевых его построек. Речь идет о Каланчевском железнодорожном виадуке — важнейшем элементе инженерной инфраструктуры и одновременно редком в столице образце неоклассики.

Мост этот знаком всем, кто приезжал на Казанский, Ленинградский или Яро-славский вокзал и именно отсюда начинал визуальное общение со столицей. Элегантная неоклассическая «рама» путепровода замыкает с запада Комсомольскую площадь (станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии под ней, кстати, тоже спроектирована под руководством Щусева). Виадук отвечает за бесперебойное движение по улицам и близлежащему отрезку Андреевской (окружной) железной дороги, вписанной в современную систему пассажирских перевозок.

Сразу за путепроводом видна советская высотка гостиницы «Ленинградская», после войны завершившая ансамбль трех вокзалов. Минуя гостиницу, автомобили въезжают на площадь, легко проходя под виадуком с его аркадами...

 

Щусевский виадук  на рисунке архитектора в 1910-м и на фото 1946 года. Фото из открытых источников

Хотя, возможно, вы вовсе и не обращали особого внимания на гранитную аркаду в полусотне метров от бокового фасада Казанского вокзала. Это именно потому, что создана она с тонким пониманием взаимосвязи отдельных частей города. Серый гранит, которым виадук отделан в 1920-х годах (работу зодчего прерывала революция), оттеняет как краснокирпичные стены главного восточного терминала столицы, так и желтые с белыми колоннами бывшего Николаевского вокзала.

Увы, теперь правильнее будет сказать: оттенял. Потому что при реконструкции путепровода, который расширили в связи с созданием системы Московских центральных диаметров, от творения Щусева осталось лишь воспоминание. К юбилею зодчего при участии ОАО «Российские железные дороги» и правительства Москвы Каланчевский виадук, по сути, был уничтожен. Причем, как подчеркивают кураторы движения «Архнадзор», историю московского вандализма пополнила еще и «история классического обмана».

Так, к сожалению, часто бывает в столице, видимо, настолько богатой шедеврами зодчества, что ее властям не до вписывания «лишнего» ОКН (объекта культурного наследия) в охранный лист. И хотя «Архнадзор» еще в 2019 году забил тревогу по поводу судьбы щусевского виадука, статуса памятника он так и не получил. Почему? Оказывается, администрация столицы не ставит на охрану действующие инженерные сооружения.

Отцы города, планируя расширение Алексеевской соединительной ветки железных дорог, решили, что виадук Щусева можно попросту снести, заменив типовой железобетонной конструкцией. Не обошлось тут без лукавства. Кураторы «Архнадзора» добились консультаций Москомархитектуры и Москомнаследия при участии РЖД и их проектировщика Мосгипротранса, после которых даже было утверждено в 2020-м новое архитектурно-градостроительное решение под красивым девизом «Больше Щусева!».

Тот обновленный проект предполагал, что после расширения путей с двух до четырех полос будет воссоздана гранитная подпорная стена виадука. Пусть и не целиком: Московский метрополитен опасался дополнительной нагрузки на мелко залегающую Сокольническую линию. Зато с противоположной, обращенной к Садовому кольцу стороны путепровода было обещано возвести такую же гранитную стену с аркадой, которую Щусев лишь задумал, но построить ее тогда не удалось.

Увы и ах, но в ходе работ щусевский гранит не только был демонтирован, но и вовсе пропал. Проект перешел к другой команде архитекторов, быстро «забывших» о договоренностях с градозащитниками. Тех же поставили уже перед фактом, когда в 2022 году в облицовке виадука появился новодел — желтовато-серый гранит. Как сказано в письме «Архнадзора», «бледный и убогий по сравнению с мощной кладкой Щусева».

Теперь завершается облицовка новых опор виадука. Ясно, что нет ни прежних гранитных стен-аркад, ни новых (за исключением фрагмента вдоль платформы «Каланчевская»). Вместо них вдоль Казанского вокзала красуются сквозные проходы между площадью и безымянным сквером. Вряд ли это «общественное пространство» способно привлечь отдыхающих горожан и гостей столицы: над ним без остановки громыхают четыре полосы железной дороги.

P.S. А от неоклассической архитектуры осталась: статья на сайте Архсовета мэрии. В феврале 2020 года там торжественно сообщалось: «МКА (Москомархитектура. — „Труд“) совместно с „Архнадзором“ проработала проект реконструкции Каланчевского путепровода». В тексте главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов твердил о желании проектировщиков «вернуться к первоначальным эскизам Щусева». Но те слова остались благими пожеланиями. Вероятно, высокие руководители полагают, что горожанам по барабану, подлинный памятник перед ними или изуродованный протез. И так сойдет?