Главная Культура 00:01 13 Октября 2023 3524
Марина Брусникина: По своей сути люди не меняются

Знаменитый режиссер – о том, почему решила вспомнить и о своей актерской профессии

Анна Чепурнова
Марина Брусникина – режиссер, педагог, актриса, мама, бабушка… Фото из личного альбома

В прокат вышла художественная лента Светланы Проскуриной «Первая любовь». Роль терапевта Анны, одну из главных в картине, играет Марина Брусникина, которую редко можно увидеть на большом экране: основное ее поприще — режиссура и театральная педагогика. С 2018 года Брусникина руководит театром «Практика», а недавно стала еще и главным режиссером Российского академического молодежного театра. Идут ее спектакли и в других московских театрах. О том, как удается все это совмещать, и, конечно, о съемках в нынешней киноленте Марина Станиславовна рассказала «Труду».

— Как в вашей жизни возникла картина «Первая любовь»?

— Еще несколько лет назад Светлана Николаевна Проскурина вызвала меня на пробы в свой фильм «Воскресенье». Я тогда очень удивилась, поскольку уже давно не работала в кино. Но Светлана Николаевна помнит меня с молодости. В той картине я с удовольствием поучаствовала в небольшой сцене, но режиссер, как она рассказала мне потом, поняла: в следующем фильме я выступлю у нее в главной роли. И действительно спустя время прислала сценарий, который очень мне понравился.

— Чем именно?

— Это драма с детективным сюжетом, но не простое линейное кино, Проскурина все-таки снимает артхаус. В «Первой любви» все смыслы — между нот, между слов, и возникает особая атмосфера, магия... Моя героиня и ее ситуация были настолько мне понятны, что показалось — именно такую историю я и выбрала бы, если б меня спросили, в чем именно хочу сниматься. Анна переживает переходный период. Мыслями она все время возвращается в прошлое, которое уже не вернуть, а что впереди, неясно. Есть ощущение, что любовные истории для нее закончились, но вдруг в душе опять зарождается чувство, и оказывается, ничего еще не потеряно.

«Первая любовь» — не просто детектив, но картина с особой атмосферой. Кадры из фильма «Первая любовь» предоставлены его командой

— Что расскажете об этих съемках?

— Мы работали за городом ранней весной, когда только снег сошел, и холод стал настоящим испытанием. Тем более — некоторые сцены происходили на лодках, на озере. И все-таки я ощущала комфорт — в первую очередь благодаря общению с превосходной командой, режиссером и моими коллегами-актерами. А еще — старый полуразрушенный санаторий, в который нас поселили, окружал невероятной красоты сосновый бор. И так приятно было оторваться на время от суеты московских дел, оказаться в совершенно другом мире.

Героиням Марины Брусникиной и Лизы Кугай угрожает таинственная, но реальная опасность

— Наверное, испытать что-то подобное теперь доведется нескоро, вы ведь в конце августа стали главным режиссером РАМТа, а еще руководите театром «Практика». Как удается совмещать две столь ответственные должности?

— Пока получается. Но надо учесть: когда я заняла новый пост, в обоих театрах уже были сформированы планы на нынешний сезон. И в РАМТе я еще только знакомлюсь со всем его богатейшим репертуаром.

— Часть которого — только что вышедший ваш документальный спектакль «Здесь дом стоял» об актерах старшего поколения.

— Да, это люди 60+, на которых, собственно, держится театр. Они прожили в нем жизнь, и им есть что рассказать. С этими актерами мы с моим ассистентом Витей Панченко разговаривали целый год, записали невероятное количество воспоминаний, потом редактор все обработал, а драматург Андрей Стадников собрал из этого готовую конструкцию. Мы говорили не столько про творчество, сколько про вещи и стены, с самого детства окружавшие наших героев, которые из разных домов пришли в итоге в один под названием РАМТ. Получилась история и об искусстве, и о том, что его питает.

— В первом акте у многих актеров проскальзывает ностальгия по СССР. Почему сейчас многих туда тянет?

— Мне кажется, процент людей, желающих вернуться в прошлое, не так уж велик. Ностальгируют же участники нашей постановки, конечно, не по Советскому Союзу, а по своему детству: каким бы оно ни было, это время, когда ты столько для себя открываешь и уже потому проживаешь очень интересную жизнь.

— Следующей вашей постановкой в РАМТе станет спектакль по роману Ивана Шмелева «Лето Господне». Почему выбрали его?

— Это уникальная литература о России и Москве, о наших традициях, об ушедшем, потерянном мире и укладе, в котором было так много разумного и замечательного. В РАМТе такой спектакль будет особенно органичен, ведь повествование ведется от лица ребенка. Мальчик рассказывает о своем роде, семье, городе, о взрослении собственной души. Нравится мне и то, что такая постановка предполагает широкий спектр зрительских возрастов, от12 лет и до бесконечности.

— Какое самое яркое детское театральное впечатление осталось у вас самой?

— Как-то меня отвели на «Синюю птицу» во МХАТ, и она вызвала во мне настоящее эмоциональное потрясение. После спектакля я не могла заснуть — все казалось, вот-вот ко мне придут его герои. До сих пор, прямо картинками, помню ту постановку.

— А в какие театры ходят ваши внуки?

— Старшему, Артему, 12 лет, он пересмотрел полный репертуар РАМТа и все, что есть для детей, в «Практике», а сейчас уже с удовольствием ходит на взрослые постановки. Вот недавно очень проникся моим спектаклем по сценарию Геннадия Шпаликова «Прыг-скок, обвалился потолок» в Театре Наций.

— Там ведь Александра Урсуляк играет его ровесницу...

— Да, притом что ее персонажа мы показываем не как ребенка, а как человека, к которому уже пришли вполне взрослые проблемы. Уверена, такой подход к 12-летней героине совпадает с мироощущением подростков. А ведь кому-то они кажутся всего лишь «не выросшими людьми», с которыми никак нельзя разговаривать серьезно и по душам, без сюсюканья или нравоучений. Мой младший, пятилетний внук Дима, стремящийся, глядя на брата, как можно быстрее взрослеть, так про себя и говорит: «Я — большой, просто еще не вырос». Он, кстати, недавно пошел в театральный кружок, что из этого получится — посмотрим. А его последнее впечатление от игры профессионалов — спектакль Театра им. Моссовета «Карлсон», который Диме очень понравился.

— На ваш взгляд, дети во все времена одинаковы?

— По самой своей сути люди не меняются, и нынешние школьники, равно как дошколята, с интересом будут читать и смотреть то, на чем росли их бабушки и дедушки. Хотя в гаджетах это поколение более продвинуто, в отличие от нас моментально понимая, какие кнопки и для чего надо нажимать. Но ведь и в театр в последнее время пришло очень много технических новшеств, которые обогащают искусство, ни в коем случае его не умаляя. В том же «Лете Господнем» есть описание ледяного города. Можно и впрямую построить его на сцене, но это будет сложнее, чем использовать спецэффекты. Так что, если получится, обязательно ими воспользуюсь.

— Этой осенью отмечается 125-летие Художественного театра, в котором вы проработали почти 40 лет. Знаю, что и в праздновании участвуете...

— В ноябре выпускаю на Малой сцене проект на основе вышедшего два года назад двухтомника «Письма в Художественный театр». Спектакль называется «Мое имя вам ничего не скажет», это фраза из одного письма. Сама книга — своеобразный портрет эпохи, зрительного зала и работников театра первых 30 лет его существования. А составительница сборника Ольга Егошина еще и узнала, как сложились дальнейшие судьбы авторов посланий. Признаюсь, книга произвела на меня сильное впечатление. В ней много и юмора, и невероятно трогательных эпизодов. Например, одна зрительница просила Ольгу Книппер-Чехову помочь ей материально, притом обращаясь к ней по имени ее героини из пьесы «Иванов»: «Дорогая Сарра, вы тоже несчастны, вы поймете меня...» Самое интересное, что деньги этой женщине актриса выслала. Есть еще письмо с фронта, тоже к Ольге Леонардовне, со строчками: «Мне не страшно умирать, потому что я видел Вас в «Трех сестрах», и я жалею своих однополчан, не знавших этого счастья».

— По-вашему, сегодня есть спектакли, способные вызвать такой отклик?

— Сейчас другое время, мы по сравнению с людьми начала ХХ века перенасыщены впечатлениями. Тогда Художественный театр играл огромную роль в жизни интеллигенции. Зрители и сегодня способны испытывать сильные чувства, но сообщают об этом не в письмах, а в соцсетях. Я сама часто читаю сердечные отзывы на свои работы и понимаю, что они важны людям. Вот только, к сожалению, мне кажется, что веку подобных электронных свидетельств гораздо короче, чем у бумажных писем.

Мы и сегодня не утратили способность тонко чувствовать, убеждена Марина Станиславовна

— Не представляю, как вам удается при такой занятости еще и прекрасно выглядеть. Есть особые секреты?

— Увы, я даже общепринятые правила не соблюдаю. Известно ведь, что лучше ложиться спать до 10 вечера, но у меня это не получается никогда. Понимаю, что не надо есть на ночь, но порой завесь день просто не удается найти иного времени для перекуса. В отпуске или иногда в выходные получается заниматься собой, а в остальное время все мысли совсем о другом. И сейчас, конечно, в первую очередь думаю — как лучше справиться с тем, что на меня взвалила судьба, и надеюсь, что Бог даст для этого здоровья и сил.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11780
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7448
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 7130
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6450
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6280
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?