БАНДИТОВ ОПЕКАЛИ В МЭРИИ

С тем же методичным упорством, с каким США сейчас пытаются добраться до "террориста N 1", в Китае продолжают вылавливать больших и маленьких чиновников, погрязших в коррупции.

Еще не так давно утих нашумевший скандал вокруг разгула контрабанды в городе Сямэнь на юго-восточном побережье страны, как достоянием гласности стали результаты следствия по делу о проворовавшихся отцах крупного индустриального города Шэньян (бывший Мукден) - административного центра северо-восточной провинции Ляонин.
Главные роли в очередной части нескончаемого сериала о вольготной жизни и бесславном конце коррумпированных "слуг народа" сыграли мэр Му Суйсинь и его заместитель Ма Сяндун. Оба весьма преуспели по части не только присвоения, но и разбазаривания казенных денег - немалые суммы из муниципального бюджета ставились ими на кон в шикарных казино Макао. Так, во время своей последней поездки в эту столицу азиатского игорного бизнеса летом прошлого года вице-мэр Ма прокутил 40 миллионов юаней (4,8 млрд. долларов). Городской глава был в курсе похождений своего зама и открыто ему покровительствовал.
Мало того, что расхищение казны должностными лицами уже само по себе относится к разряду тягчайших уголовных преступлений и тянет на расстрельную статью. Не сумев добиться заметных успехов в социально-экономическом развитии Шэньяна (по основным показателям жизнедеятельности 7-миллионный мегаполис прочно окопался в хвосте сводной таблицы городов КНР), Му и Ма фактически отдали его на откуп местному криминалу. В городе разве что не в открытую орудовали преступные группировки-"триады", развернувшие подпольный бизнес на контрабанде и частенько промышлявшие рэкетом и разбоем. Откупаясь от муниципального руководства щедрыми подношениями, бандиты пользовались прямым покровительством властей и уверовали в свою полную безнаказанность.
По сути, в городе воцарился криминально-чиновничий беспредел. Каплей, переполнившей чашу терпения центрального правительства, стал беспрецедентный случай в декабре прошлого года. В одном из жилых домов в центре Шэньяна разыгралась тогда самая настоящая драма с захватом заложников, штурмом силами спецназа, интенсивной перестрелкой и двумя человеческими жертвами, не считая еще троих раненых. Сразу после этого нашумевшего инцидента мэр Му Суйсинь ушел в отставку (его заместитель Ма Сяндун к тому времени уже сидел в следственном изоляторе), а органы общественной безопасности провели "зачистку" города от разного рода социально опасных элементов.
Итогом расследования махинаций, а то и откровенно преступных деяний бывшего шэньянского руководства стало вынесение мэру Му и вице-мэру Ма смертных приговоров с той лишь разницей, что первому была пожалована отсрочка исполнения на два года (в КНР обычно заменяется на пожизненное заключение). Вместе с ними на скамье подсудимых оказались еще восемь высокопоставленных чиновников муниципального звена, в том числе председатель городского суда Цзя Юнсян, его заместитель Цзяо Сэйгуй и главный прокурор города Лю Ши - разумеется, все с приставкой "экс". Другие семь фигурантов по "шэньянскому делу", можно считать, отделались легким испугом - их исключили из рядов КПК и сняли с занимаемых должностей.
Обнародование результатов следствия совпало по времени с открытием в Праге 10-й международной конференции по проблемам борьбы с коррупцией. Выступая на этом форуме, делегат от Китая старший эксперт министерства контроля КНР госпожа Лю Лиин (за распутывание целого ряда громких дел о мздоимстве эта дама снискала известность как "метла" для продажных чиновников) отнесла коррупцию к разряду общих угроз для всего человечества и подтвердила решимость Пекина вести борьбу с этим злом не на жизнь, а на смерть. Судя по тому, что риск суровой кары так и не остановил прежнее шэньянское руководство от действий за чертой закона, война с охотниками залезть в государственный карман будет долгой и трудной. Но, как справедливо полагают в КНР, не побеждает лишь тот, кто не борется.