ТЯЖЕЛЫЙ ВЫБОР

Без малого шесть часов продолжались переговоры президента Югославии Воислава Коштуницы с главой миссии ООН в Косово Хансом Хеккерупом. Повод для столь длительного обсуждения был более чем серьезный: участие либо неучастие косовских сербов и других неалбанцев в парламентских выборах в крае, намеченных на 17 ноября.

Судя по всему, вынести окончательный вердикт для югославского президента было нелегко. Только после совместного заседания правительств Сербии и Югославии Воислав Коштуница сообщил, что Белград призывает своих граждан на юге страны - в Косово - выйти на избирательные участки. По словам президента, вопреки всем трудностям для сербского населения края будет лучше, если оно примет участие в ноябрьском голосовании. Такой же позиции придерживается и сербский патриарх Павле.
А трудностей и сложностей в повседневной жизни оставшихся в Косово сербов более чем достаточно. Основные их требования - это свобода передвижения, создание условий для нормальной и безопасной жизни, возвращение в провинцию всех насильно изгнанных оттуда неалбанцев, доведение наконец до логического конца расследования судеб 1300 бесследно исчезнувших жителей Косово сербской национальности. Кстати, члены семей, чьи отцы, матери и дети пропали уже после размещения в крае миротворцев, устроили демонстрацию протеста и попытались не пропустить Ханса Хеккерупа на встречу с Коштуницей. Датчанину пришлось выйти к ним и пообещать, что его сотрудники разыщут всех пропавших.
Коштунице удалось убедить Хеккерупа подписать договор, который будет определять порядок взаимодействия Белграда и международной администрации в Косово после 17 ноября. Основной пункт документа говорит о том, что будущий косовский парламент не сможет даже вынести на повестку дня вопрос об отделении края от Сербии и предоставлении независимости. Таким поворотом событий недовольны недавние командиры Освободительной армии Косово и сегодняшние политические лидеры албанцев Хашим Тачи и Рамуш Харадинай, всеми средствами добивающиеся независимости провинции. Вероятно, именно для Ханса Хеккерупа предназначалось одно из заявлений о возможности пересмотра статуса Косово после трехлетнего переходного периода.
Помимо албанцев, к избирательным урнам 17 ноября придет в лучшем случае около 178 тысяч сербов и избирателей других национальностей (столько их отозвалось на призывы о регистрации). Между тем единства среди сербских партий в Косово нет. Ряд из них настаивает на бойкоте выборов. Те же, кто считает, что голосовать необходимо, а среди них Демократическая партия Сербии Воислава Коштуницы и Демократическая партия премьера Сербии Зорана Джинджича, образовали коалицию "Повратак" ("Возвращение"). От этой коалиции в предвыборной гонке будут участвовать 80 кандидатов, а возглавит их ректор Приштинского университета Гойко Савич. За представителями сербов и других национальных меньшинств в Косово уже зарезервировано 20 мест в 120-местном будущем парламенте края.
Чтобы понять, в каких условиях косовские сербы вынуждены выбирать своих посланников, приведу несколько фактов. С момента размещения в крае летом 1999 года международных миротворцев более 200 тысяч сербов под давлением албанцев были вынуждены покинуть Косово и, оставив практически все, бежать в Сербию или соседнюю Черногорию. Сейчас в провинции проживает только треть, или 70-80 тысяч, от прежнего числа неалбанского населения. За два с лишним года нахождения Косово под международным протекторатом в провинцию вернулись всего 126 сербов. Между тем 800 тысяч албанцев, вытесненных и самостоятельно ушедших из Косово во время натовских бомбардировок Югославии, были возвращены в течение 10 дней.
Сколько вместе с ними пришло албанцев из Албании, не знает даже международная администрация в крае. В административной столице Косово - Приштине - до войны проживали 250 тысяч жителей, из них 45 тысяч составляли сербы. Теперь в Приштине - 500 тысяч населения, из них сербов насчитывается около 400 человек.
Некоторые аналитики в Белграде полагают, что грядущие выборы нужны прежде всего самой временной международной администрации в Косово во главе с Хансом Хеккерупом, чтобы подтвердить свою способность построить в крае мультиэтническое общество.