ВЫСВОБОЖДЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ

В настоящее время на федеральном железнодорожном транспорте работает полтора миллиона человек.В рамках реализации программы реформирования отрасли и в соответствии с целевой программой содействия занятости до конца 2005 года предполагается высвободить 418,2 тысячи человек.

Пока массового высвобождения работников на предприятиях не наблюдается, но, как говорится, процесс пошел. Особенно болезненно он протекает там, где железная дорога является градообразующим предприятием. Рынок труда таких населенных пунктов не всегда готов принять высвобождаемую дополнительную рабочую силу. И все-таки на "железке" находят правильные решения, чтобы избежать безработицы.
Вот что рассказывают руководители железнодорожного транспорта.
Начальник Калининградской железной дороги Виктор Будовский:
- Некоторые методы работы не подходят для нашей дороги. Например, нельзя удлинить участки обслуживания локомотивов и локомотивных бригад. Не успевают составы разбежаться, как уже попадают на территорию Литвы. Поэтому мы стараемся искать дополнительные объемы работ другим способом.
Чтобы процесс высвобождения проходил безболезненно, увеличиваем грузооборот. С начала года его рост составил 14 процентов (при среднесетевом 4,2). Благодаря протекционистской тарифной политике, проводимой МПС в отношении анклавного региона, в Калининград стало поступать больше грузов. Это позволило сохранить многие рабочие места и инженерно-технические кадры.
В первом полугодии предстояло высвободить 350 работников. Фактически за счет роста грузооборота по сокращению штатов было высвобождено только восемь человек. И это, мы считаем, - правильно.
Начальник Читинского отделения Забайкальской железной дороги Александр Тишанин:
- На выездном приеме 18 вагонщиков и движенцев станции Петровский Завод пришли с просьбами и предложениями о трудоустройстве. Большинство согласилось на переезд в Читу, Карымскую и Улан-Удэ. Рабочие места здесь соответствуют их специальности. Троим нашлось дело в Хабаровске, Иркутске и Нижнем Новгороде. Не за "розовым туманам" едут они туда -Забайкальская дорога на свои средства им купит квартиры.
После выделения Министерством путей сообщения нашей дороге 120 млн. рублей возможности закупки квартир и развертывания жилищного строительства значительно увеличились. Всего до 2003 года, за время действия программы занятости, будет построено или куплено 1127 квартир. В Чите, Карымской, Чернышевске, Могоче, Магдагачах дома уже строятся или ускоренно проектируются.
Для тех, кто решил переехать в Белогорск, достраивается 45-квартирный дом. Почти заброшенным было это служебное здание. А потребовалось - и проект быстро переделали, и за работу споро взялись. Там же строится и второй дом, рассчитанный на 80 квартир. Тоже бывший замороженный объект.
Начальник Горьковской железной дороги Хасян Забиров:
- За пять последних лет выпускников вузов у нас стало больше, а инженерных должностей - меньше. Больше двух тысяч специалистов с высшим образованием работают на технических и рабочих должностях. А триста инженерных должностей занимают практики без специального образования. Эти несостыковки будем преодолевать.
В подготовке профессиональных кадров для дороги задействованы шесть вузов, три техникума, две техшколы, пять ПТУ. При этом жестче стали наши договорные отношения с вузами. Будущие специалисты учатся, уже имея в виду конкретное рабочее место. И студент несет материальную ответственность за свой выбор.
Внедряется дистанционное обучение. Задания студентам, а от них контрольные пересылаются по электронной почте. Это стало возможным потому, что большинство линий Горьковской магистрали охвачены системой волоконно-оптической связи. Компьютеров нет только на очень маленьких станциях.
Начальник отдела занятости службы управления персоналом и учебных заведений Свердловской железной дороги Владимир Попков:
- В целях эффективного решения задачи принимается ряд мер. В частности, создается банк вакансий. Однако подробных данных о ситуации в отдельных регионах не хватает. Бывает, что в некоторых населенных пунктах выгоднее работать вне железнодорожной отрасли.
В Серовском отделении за первое полугодие уволилось 320 человек, причем большинство (230 человек) по собственному желанию. Внутри отделения трудоустроено 66 человек, создано десять рабочих мест. Судя же по документам, вакансии остались незаполненными. На отделении требовалось 27 слесарей по ремонту подвижного состава со средней зарплатой 2500 рублей; 11 электросварщиков (3800); пять токарей-фрезеровщиков (3400); 64 монтера пути (2500 - 3300); 15 обученных проводников пассажирских вагонов (2800). Между тем средняя зарплата по Свердловской области давно перевалила за три тысячи рублей, а заработки классных станочников и других квалифицированных специалистов на многих предприятиях составляют 10-15 тысяч рублей.
На Пермском отделении, например, 432 вакансии, в основном монтеров пути. Монтеры требуются и на Сургутском, Свердловском, Тюменском отделениях.
Есть и еще одна проблема. Если раньше дорога заключала генеральный договор с департаментом федеральной службы занятости в регионе, то теперь по долгам надо обращаться в налоговую инспекцию, а договоры подписывать с центрами занятости тех городов, где будет происходить сокращение штатов. То есть объем канцелярской, бюрократической работы резко возрастет.
* * *
На Западно-Сибирской железной дороге практикуется досрочный уход на пенсию. Любой человек в законном порядке имеет право выйти на заслуженный отдых до истечения срока в том случае, если попал под сокращение, а до достижения им необходимого стажа осталось два года. Это положение закреплено в отраслевом тарифном соглашении и в дорожном коллективном договоре.
"Досрочники" имеют право на ряд льгот: им выплачивается единовременное поощрение за добросовестный труд, производится ежемесячная доплата к государственным пенсиям в размере минимальной заработной платы по отрасли (сегодня это 862,5 рубля) с начислением районного коэффициента до достижения пенсионного возраста. Кроме того, являясь пенсионерами-железнодорожниками, они пользуются всеми льготами ветеранов, определенными в дорожном коллективном договоре и отраслевом тарифном соглашении.
Немалые сложности связаны с тем, что до последнего времени региональные департаменты службы занятости населения, которые назначают досрочную пенсию, шли на это крайне неохотно. Однако подвижки есть и здесь. За девять месяцев этого года на досрочную пенсию оформлено свыше 200 человек.
Особенно активизировалась такая работа в Новосибирской области. Досрочные пенсии оформлены здесь 95 человекам. С руководителем регионального департамента службы занятости населения Игорем Шмидтом достигнута договоренность о том, что до конца года на досрочную пенсию будут отправлены 300 человек.
Таким образом, уменьшение численности штата на Западно-Сибирской дороге, как и на других магистралях, происходит в основном (около 80 процентов) за счет естественного оттока - увольнения по собственному желанию, выхода на пенсию.