МОЛЧАНИЕ ГОРЫ

Месяц назад он открыто заявил через нашу газету, что трагедии в Кармадонском ущелье можно было

Месяц назад он открыто заявил через нашу газету, что трагедии в Кармадонском ущелье можно было избежать, если бы власти не экономили средства, необходимые для мониторинга земной поверхности ("Труд", 1 октября). Сегодня ученый и другие его коллеги бьют в набат, предупреждая о возможных новых катастрофах. Но многие чиновники как бы не слышат сигнала тревоги.
Более того, даже правда о причинах обвала Колки, похоже, нужна не всем. Если объяснить случившееся неожиданным стечением обстоятельств, которые невозможно предсказать заранее, то, естественно, не встанет вопрос о том, почему не были организованы наблюдения за ледником и не вывезены из опасного места люди. Не случайно в качестве первой версии происшедшего была такая: неожиданное падение на Колку с вершины горы Джимарай-хох висячего ледника объемом более миллиона кубометров. "Никаких признаков предстоящего обвала на Колке не было, - убеждали местные гляциологи Сергея Шойгу, прилетевшего в Кармадонское ущелье сразу же после катастрофы. - Но вот так случилось, что огромная ледяная глыба вдруг сорвалась с горы, ударила по леднику, и он ринулся в ущелье". Шойгу спросил мнение присутствовавшего на совещании Десинова. Когда московский ученый ответил, что такое развитие событий маловероятно, местные гляциологи дружно подняли его на смех.
Но сегодня им должно быть стыдно. В Институте географии Российской академии наук закончены работы по реконструкции событий, предшествовавших обвалу Колки. Факты свидетельствуют: обрушение ледника не было неожиданным. Признаки надвигающейся беды можно было увидеть за два месяца до трагедии.
- Мы проанализировали снимки Колки, которые были сделаны альпинистами в 2000 году и 28 июля 2002-го, - говорит Десинов. - Кроме того, 13 августа нынешнего года этот район Кавказских гор фотографировал с космической орбиты командир пятой длительной экспедиции на Международной станции Валерий Корзун. К сожалению, мы получили все эти материалы уже после схода ледника. На июльских и августовских снимках хорошо видны признаки приближающейся катастрофы. Смотрите, вот Колка в 2000-м. Ледник находится в углубленном каменном ложе, вокруг - горы с крутыми, от одного до полутора километров, склонами. Боковые морены заметно выше поверхности льда. Теперь взглянем на тот же пейзаж, но уже в июле 2002-го. Ледник вздулся, словно тесто на дрожжах, "лезет" на боковые морены, покрылся трещинами. Картина изменилась разительно.
Краснодарские альпинисты Ольга Неподоба и Дмитрий Солодкий рассказали мне: их поразило то, что летом нынешнего года вместо привычной в горах тишины постоянно раздавался грохот. Это висячие ледники обрушивались на Колку. Обычно падение ледяных глыб происходит не очень часто - несколько раз в месяц, но в конце июля 2002-го "пушечные залпы" следовали с короткими интервалами один за другим. "Грохочет и грохочет, - удивлялась Ольга, - причем падают не только льдины, но и камни, рушится горный склон..." Все это свидетельствовало о том, что ледник готовился к "прорыву". Альпинисты и не предполагали, что об увиденном надо рассказать специалистам. Тогда, может быть, человеческих жертв в Кармадонском ущелье удалось бы избежать.
Был и еще один явный признак приближающейся ледовой атаки. В 1969-м перед тем, как тот же ледник Колка обрушился на ущелье, произошел факельный выброс воды. Так всегда бывает в начале подвижки. Аналогичный мощный сель произошел и в конце нынешнего лета. Об этом рассказали альпинистам местные жители. Но сель не был зафиксирован гляциологами, потому что регулярных наблюдений за ледником не проводилось.
Так что версия о внезапности обрушения Колки не имеет никаких оснований. Все это сказки для дилетантов. В течение двух месяцев ледник по классической схеме готовится к гигантскому прыжку. При нормальной организации исследований не обнаружить этого было бы невозможно.
- На снимке "язык" Колки не белого, а темно-желтого, даже коричневого цвета. Почему он отличается от своих "собратьев"?
- На Колку с окрестных скал падает много камней. Они создают как бы чехол толщиной от полуметра до метра. Естественно, отколовшиеся горные породы проникают и в "тело" ледника, которое примерно на 30 процентов состоит из каменного материала. Это имеет принципиальное значение. Поверхностный каменный чехол защищает Колку от солнца, таяние происходит в меньших масштабах, чем в других ледниках, например у соседнего Майли. Нарушается баланс массы, как сказали бы бухгалтеры, "приход" не соответствует "расходу".
Ледники подпитываются за счет вечных снегов, лавин, метелей. И обычно сколько поступает "материала", столько тает при движении, сползании языка. Но у Колки, как и у других так называемых пульсирующих ледников, приход больше расхода. Со временем накопленная масса достигает критического порога и обрушивается в ущелье или долину. В Советском Союзе было 12 пульсирующих ледников, за которыми велись постоянные наблюдения, теперь в новой России из них остался только один - Колка.
- Как часто он проявляет свой агрессивный нрав?
- За минувшие два века обрушение ледника, не считая последней катастрофы, происходило в 1832 году, 1902-м и 1969-м. В 1902-м катастрофа в районе реки Геналдон произошла 3 июля - в разгар жаркого лета и после сильных ливней. Смесь из льда, воды и моренного материала в виде селя промчалась в считанные минуты по долине. 6 июля прошла вторая волна. Скорость движения фронта льда составляла 60-70 километров в час, а возможно, доходила до 100. В результате дно долины оказалось погребенным на протяжении 9 километров. Суммарный объем льда, выброшенного в долину, был оценен в 100-110 миллионов кубометров. Тогда погибли 35 человек. А в 1969-м обрушение произошло в зимнее время. Ледник увеличил свою длину на 4 километра, спустившись вниз по долине.
- Выходит, Колка атакует ущелье с интервалом примерно 65-70 лет. Почему же в 2002-м произошел неплановый удар?
- Это, может быть, самый главный вопрос. По прогнозам, очередную катастрофу нужно было ждать через десятилетия, но что-то ускорило развитие событий. Что же именно? Я нахожу только одно объяснение. Возможно, происходит внутренний разогрев горных склонов, который ускорил таяние льда и соответственно обрушение Колки.
Не будем забывать, что и Казбек, и Эльбрус были в прошлом активными вулканами. Известно, что потухшие вулканы могут просыпаться и через многие тысячелетия. Я постоянно задаю себе вопрос: не происходит ли нечто подобное в глубинах Кавказских гор? Когда начальник центра "Антистихия" МЧС Владислав Болов 25 сентября высадился с вертолета на морену, то почувствовал сильный запах газов. Это обычно бывает при интенсивной вулканической деятельности. Работать в такой удушающей атмосфере невозможно. И Болов вынужден был прекратить исследования. Из-за этого же до сих пор ни один специалист не смог подняться к верхней части Колки. Над ледником постоянно видны мощные клубы пара. Все указывает на то, что в недрах гор начинает активизироваться мощная "печь".
В Интернете я прочитал следующее сообщение: "Прогноз российских ученых - извержение спящих вулканов Эльбрус и Казбек. Этой работе посвятил не один год профессор, доктор геолого-минералогических наук Асланбек Тамбиев. Он, как ряд других ученых, считает, что в XXI веке здесь могут произойти извержения. Тепловое дистанционное зондирование показывает, что под Эльбрусом имеется неостывший магматический очаг". А вот вывод группы ученых Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН: "Полученные результаты дают основание считать сегменты Казбекской области Большого Кавказа потенциально опасными, имея в виду возобновление здесь вулканической деятельности".
- Если это так, значит, может произойти ускоренное обрушение других ледников?
- Разумеется. Сейчас, например, надо установить тщательное наблюдение за ледником Майли. Да и вообще за тем, что происходит в горах. Если прозеваем очередную катастрофу, последствия могут быть еще более ужасными. Я уж не говорю об извержении вулканов...
- Надеюсь, вы предупредили о возможных опасностях, к примеру, МЧС?
- Еще 28 сентября заместитель директора нашего Института географии Александр Беляев направил соответствующим подразделениям МЧС письмо, в котором, в частности, говорится: "На леднике Майли, расположенном рядом с ледником Колка и превышающем его по размерам и объему, выявлены признаки активизации. В случае подвижки ледника может произойти либо спокойное наступление с оккупацией долины Геналдон на протяжении до 7 километров, либо катастрофическое смещение с выбросом в Кармадонскую котловину до 50 миллионов кубометров вещества..."
Мы предлагаем организовать всесторонние исследования этого района Кавказских гор. К примеру, на леднике Майли надо установить специальные рейки, по передвижению которых можно будет судить о скорости ледника. Кроме того, необходимо провести анализ выбрасываемых из земли газов. То есть на ледник должны выехать геоморфологи, вулканологи, геодезисты, гляциологи... Нам надо получать также снимки из космоса, причем не с возвращающимися экипажами, то есть один раз в несколько месяцев, как это происходит сейчас из-за недостаточного финансирования, а в оперативном режиме. Ибо опасность новых катастроф велика.
Но пока все наши предложения и предостережения находятся, так сказать, на стадии обсуждения. Не упустить бы время... Хочу все же надеяться, что обсуждения не затянутся чрезмерно и уже в ближайшее время начнутся реальные работы.