К НАМ ВОЗВРАЩАЕТСЯ РИЖСКИЙ ТРАМВАЙ,

Отношения России с Латвией в первое постсоветское десятилетие складывались сложно. "Мы были будто бы незнакомы, между странами словно выросла ледяная стена", - вспоминает о том периоде мэр Москвы Юрий Лужков. Однако в последнее время взаимный интерес к сотрудничеству заметно вырос. В том убедился наш корреспондент, сопровождавший столичного градоначальника в Латвию в минувшие выходные.

Лужков еще несколько лет назад вывел формулу, которая по сей день действует безотказно: если страны не могут наладить взаимовыгодное сотрудничество на государственном уровне - значит, должны подружиться на муниципальном уровне их столицы. А сближение главных городов неизбежно приведет к потеплению отношений между государствами. Поэтому не выглядит совпадением такой факт: после 2000 года, когда впервые были подписаны документы о сотрудничестве между Москвой и Ригой, экспорт Латвии в Россию вырос более чем вдвое - на 55,5 процента. "Мы с Гундарсом Боярсом (мэром Риги) решили растопить лед, и, считаю, это удалось", - поделился с журналистами московский градоначальник.
Визит Лужкова в Ригу откладывался несколько раз и в итоге прошел на полтора месяца позже, чем планировалось. "Это связано с тем, что мы с Гундарсом Боярсом хотели проявить политический такт, чтобы наши встречи никак не повлияли на выборные процедуры, которые проходили в тот период в Латвии. Сейчас страсти улеглись, и это нам позволило в ходе встречи сконцентрироваться на реальных экономических вопросах межмуниципального взаимодействия, избавиться от ненужных нам политических акцентов", - объяснил московский мэр.
После первой короткой беседы, градоначальники отправились на Рижский вагоностроительный завод. Здесь рождается один из самых масштабных пока совместных проектов: латвийское предприятие возьмется за модернизацию московских трамваев. Морально устаревшие чешские "Татры-3" будут превращены в современное транспортное средство, и их срок жизни продлится на 15 лет. На первых порах рижские вагоностроители модернизируют треть московского трамвайного парка - 185 вагонов ( из них 23 уже отправились на "усовершенствование"). Московский заказ позволит рижскому заводу заработать около 10 миллионов долларов и вдвое увеличить число рабочих мест на предприятии.
Впрочем, этот проект решит лишь самые неотложные проблемы московского транспорта. В перспективе же нужно не модернизировать старые чешские трамваи, а налаживать производство собственных - современных, конкурентоспособных на мировом рынке. Это решение и было принято в ходе визита. Московские и рижские вагоностроители в течение двух лет разработают и начнут выпуск трамваев нового поколения - с низким полом (в салон не придется карабкаться по трем ступенькам), состоящий из трех просторных вагонов и в два-три раза более дешевый в эксплуатации. Подписывая соглашение с Москвой, мэр Риги подчеркнул: "Я признателен партнерам, которые в то время, когда большинство согласны вкладывать деньги только в торговлю, готовы инвестировать в производство и создание рабочих мест".
Трамваями совместная "транспортная работа" не ограничится. Многие москвичи и рижане давно жалуются, что слишком дорога стала поездка по железной дороге. Чтобы помочь им, решено создать совместное московско-рижское предприятие, организующее автобусное сообщение между столицами, при этом билеты будут стоить втрое дешевле железнодорожных.
Самым же глобальным проектом может стать совместное расширение Рижского морского порта. "Рижский порт - один из самых удобных для доставки грузов в Москву. Мы хотели бы сильнее загрузить его работой и готовы помочь в реконструкции", - сообщил Юрий Лужков.
Можно ли себе представить, чтобы столичный градоначальник принимал иностранную делегацию в... "Макдоналдсе" или "Русском бистро" и при этом потчевал гостей стандартным меню фаст фуда? А вот в Риге такое возможно, поскольку здесь работает сеть ресторанов быстрого питания "Лидо", в меню которой многие сотни блюд. В один из "Лидо" столичный мэр зашел на угощение и остался столь доволен, что даже провел внеплановую импровизированную пресс-конференцию: "То, что мы здесь увидели, - очень привлекло. Это, безусловно, массовая и доступная людям сеть питания. Но при этом питание является качественным. От еды в нашем "Макдоналдсе" люди становятся очень тучными. А здесь пища сбалансированная, вкусная, приготовленная по-домашнему. Мы хотим видеть "Лидо" в Москве и сделали такое предложение хозяину этой сети. Готовы предоставить земельные участки и даже взять расходы на строительство. Нам нужен только проект, кулинарные секреты и латвийский менеджмент, который поддерживал бы уровень и качество обслуживания".
А вот тем, как строится в Риге здание Московского культурно-делового центра, мэр остался недоволен и устроил разнос генеральному подрядчику: "Нам важно, чтобы этот центр полюбили и москвичи, и рижане. Но пока я не увидел в здании шарма исторического центра Риги. Много претензий по внешней архитектуре и внутреннему дизайну. За исключением зрительного зала, все придется дорабатывать или менять. Этот центр должен быть достоин двух наших столиц". У строителей не так уж много времени на работу над ошибками. Уже в мае культурно-деловой центр должен открыться.
Латвийская пресса высоко оценивает то, что Гундарс Боярс не стал делать из себя монополиста в отношениях с Москвой. Рижский мэр делится своими связями с другими латвийскими градоначальниками. Ближе к концу визита он организовал встречу столичной делегации с мэрами всех крупных городов Латвии. И тут же возникли новые заманчивые совместные проекты. Например, Москва готова помочь реанимировать некогда знаменитый завод РАФ. "Микроавтобусы, которые здесь производились, безнадежно устарели, возрождать их нет смысла. Но Москва готова разместить здесь конвейер по производству зиловских "бычков", - пообещал Ю. Лужков. - Эта машина надежна, она дешевле иностранных аналогов и соответствует современным европейским нормам по экологии".
Как обычно, московский градоначальник не жалел времени на встречи с соотечественниками, проживающими в Латвии. Был и торжественный прием в честь ветеранов, и вручение стипендий мэра русским студентам. "К сожалению, в Латвии получать образование на русском языке можно только платно,- рассказал самый молодой депутат сейма, вчерашний студент Юрий Соколовский. - Стипендии московского мэра позволяют малообеспеченным, но одаренным студентам продолжать образование. Получал ее и я целых пять лет. Без этой стипендии не смог бы окончить университет, а без хорошего образования не смог бы стать депутатом и защищать права русскоязычного населения".
Без помощи Москвы не смогли бы окончить театральный вуз многие актеры Рижского театра русской драмы. В спектакле "Билокси-блюз", открывавшем 120-й сезон театра и поставленном Олегом Табаковым, играли молодые актеры, учившиеся в нашей столице. Мэры Москвы и Риги посетили так же Христорождественский православный кафедральный собор и передали подарки храму.