УПРЯМЫЙ ШЕНГЕН

Наш корреспондент встретился с председателем комитета сейма республики по иностранным делам,

Наш корреспондент встретился с председателем комитета сейма республики по иностранным делам, спецпредставителем президента Литвы по вопросам Калининградской области Гедиминасом КИРКИЛАСОМ.
- Почему Литва столь осторожна в этом вопросе?
- Наша принципиальная позиция проста: мы хотим присоединиться к Шенгену, получить гарантии, что это произойдет. Со вступлением в ЕС Литва станет восточно-европейской границей шенгенского союза, а, как известно, все границы ЕС должны соответствовать его требованиям.
Хочу подчеркнуть, что даже тот упрощенный транзитный документ, который предлагается России, - это тоже изменение, требующее включения в договор о Шенгене для всех стран союза. Наша позиция не выходит за его рамки, достаточно гибка, мы готовы обсуждать изменения, если они не помешают нам присоединиться к Шенгену.
- Как известно, упрощенный транзитный документ Россию устраивает. Однако скоростные поезда, в которых можно было бы пересекать территорию республики без виз - есть и такая идея, - кажется, не очень радуют официальный Вильнюс. Это так?
- Не совсем. Прежде чем решить вопрос о поездах, нужно провести так называемую "студию возможностей", то есть изучить, как это сделать. Ведь просто так эти составы не поедут. Нужно решить массу технических вопросов. Дороги позволяют пускать поезда по Литве со скоростью примерно в 50 километров. Нужны большие инвестиции для переустройства дорог. Следует изучить законодательные возможности Шенгена.
Любое изменение, предложение или дополнение должны одобрить все страны Шенгена. А между прочим, не все они являются членами Евросоюза. Безусловно, вопросы следует рассматривать в контексте экономического и политического сближения России и Евросоюза. Литва готова на разумную гибкость, которая не помешает вступить в Шенген.
- От определенных сил в Литве исходит мысль, будто Россия в этом вопросе оказывает "имперское давление" на республику. У вас какое мнение?
- Я не вижу давления, которое кто-то оказывал бы друг на друга. Думаю, стороны защищают свои интересы. Россия стремится гарантировать движение своих граждан, но это желание накладывается на суверенитет Литвы. Мы отстаиваем интересы присоединения к Шенгену, к ЕС, хотим сохранить контроль за границами. Один из острейших вопросов в мире - миграционная политика. В разных странах происходят конфликты, растет поток беженцев. Евросоюз заинтересован в контроле за восточными границами.
- Президент Владимир Путин предложил двигаться в сторону безвизового режима между Россией и Евросоюзом. Как в Вильнюсе относятся к этой идее?
- Уж кто-кто, а Литва заинтересована в сближении России и ЕС - на экономическом, политическом и других направлениях. Уверен, что в будущем у России будет безвизовый режим со странами Шенгена. Наверное, такое сближение займет несколько лет. Россия меняет паспорта, стремится ужесточить контроль за границами, особенно южными. Должны быть договоры о реадмиссии со странами СНГ.
У нас хорошие отношения с Россией, мы заинтересованы в том, чтобы происходило более стремительное экономическое развитие Калининградской области. Литва - один из крупнейших инвесторов в этот российский регион, там более 400 наших предприятий.
В экономическом отставании от соседей всегда содержится некий вызов. Этого не должно произойти после вступления Польши и Литвы в ЕС. Так что все стороны заинтересованы в решении проблемы передвижения российских граждан в анклав и обратно.
ЧТО ДУМАЮТ ПОЛИТИКИ?
Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, спикер Госдумы:
- Главное, что наши усилия оказались не напрасны. А ведь мы сколько сил потратили, чтобы убедить Европу не вводить визовый режим для поездок в Калининград и обратно.
Михаил МАРГЕЛОВ, глава Международного комитета Совета Федерации:
- Нахождение компромисса по транзиту имело для будущего самого региона и для наших отношений с ЕС важнейшее значение. Это был тест на способность к сотрудничеству.
Вячеслав ВОЛОДИН, лидер фракции ОВР:
- Это, безусловно, успех российской стороны. Теперь наши граждане смогут ездить в Калининград и обратно не по разрешительному, а по уведомительному принципу.
Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:
- Решение саммита Россия - ЕС по Калининграду - это, по сути, отложенный компромисс. Хотя от виз - первоначального варианта ЕС - решено было отказаться в пользу транзитных документов, все равно именно европейцы будут решать, кому из россиян их выдавать, а кому нет.