03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛОВУШКА ДЛЯ ТРОЕЧНИКОВ

Мацкявичене Марина
Опубликовано 01:01 13 Ноября 2002г.
Исчезнут ли за ненадобностью платные подготовительные курсы и институт репетиторства после того, как в старших классах российских школ будет введено профильное обучение? Сегодня даже сами разработчики концепции "профиля" не могут дать уверенного положительного ответа на этот вопрос. Тем не менее документ уже утвержден, и с сентября будущего года девятые классы (в режиме эксперимента) станут так называемыми предпрофилированными, а в 2004 году, став десятиклассниками, ребята приступят непосредственно к профильной подготовке. В 2005 году в стране начнется массовый переход школ на профильное обучение.

Справедливости ради стоит сказать, что профильное обучение для России не такое уж и новшество. Идею дифференцированной подготовки пытались осуществить еще в 1864 году, поделив семиклассные гимназии на два типа: классические, с видами на университет, и реальные - инженерно-технического толка. В первые годы советской власти положение о единой трудовой школе также предусматривало специализацию по трем направлениям: гуманитарному, естественно-математическому и техническому. Но в середине 30-х годов постановлением сверху школы на всей территории СССР в срочном порядке были "подстрижены под одну гребенку", после чего среднее образование более 20 лет оставалось единообразным.
Когда разрыв между усредненной школой и специализированными вузами принял угрожающие размеры, ученые-педагоги схватились за головы, и все началось по новой. Дифференцированное обучение, школы или классы с углубленным изучением английского или французского языков, математики, физики... В конце 80-х и начале 90-х годов стали появляться "гуманитарные" гимназии, "точные" лицеи, "технические" колледжи.
Что же нас ожидает в ближайшем будущем? В десятом и одиннадцатом профильных классах (разговоры о двенадцатилетке пока утихли) учащиеся будут готовиться к единому экзамену и углубленно изучать по выбору три, четыре или пять предметов, которые понадобятся им при поступлении в вузы. В программе старшеклассников, кроме того, останутся базовые предметы, предусмотренные образовательным стандартом, - русский язык и литература, математика, иностранный язык, история, обществознание, естествознание, физкультура. Некоторые ученые, например, академик Геннадий Ягодин, предлагают внести в список обязательных предметов экологию, психологию, социологию. Интересно, за счет чего в таком случае будет осуществляться разгрузка старшеклассников?
Впрочем, это не единственный вопрос, требующий разъяснений в связи с предстоящей всеобщей профилизацией. Оппоненты не напрасно упрекают самых активных ее разработчиков Александра Кузнецова и Анатолия Пинского в "вузоцентризме". Действительно, создается впечатление, что главная цель "профиля" - подготовить всех без исключения выпускников российских школ именно к поступлению в высшие учебные заведения. К этому есть солидное основание: 90 процентов опрошенных старшеклассников во что бы то ни стало стремятся в университеты и институты. Причем довольно большая часть отнюдь не из любви к науке, а просто ради диплома, не шибко даже интересуясь, смогут ли потом найти работу по специальности. Прогнозисты говорят, что через энное количество лет, когда страна попадет в "демографическую яму", абитуриентов окажется настолько мало, что в вузах вообще не будет конкурсов и поступать будут 100 процентов желающих. Можно было бы только порадоваться за них за всех, только вот вопрос: будет ли от большой горы дипломов существенная польза государству? Уже сейчас народное хозяйство испытывает острый голод не столько в молодых людях с высшим образованием, сколько в квалифицированных рабочих кадрах. Кто и где будет обучать их? Сегодняшние ПТУ пока не готовы ответить на запросы экономики, там нет необходимых образовательных технологий, технической базы. Да и силком туда никого не затолкаешь.
Существующий закон об образовании обязывает администрацию школ принимать в десятый класс всех окончивших девятилетку, в том числе и отъявленных троечников, если они того пожелают. Но уже понятно, что в профильные классы будут конкурсы, и попасть в них смогут не все. Куда подадутся слабые ученики? Вопрос далеко не праздный, его также нужно хорошо продумать. Директор столичной школы N 548 Ефим Рачевский, к примеру, предлагает в таких случаях использовать сетевой подход: троечников отправлять доучиваться в слабые школы, а хорошистов и отличников - в сильные. Но не создадим ли мы таким способом учебные заведения с репутацией "отстойников"?
Есть еще один спорный момент: не каждый ученик к своим 14 - 15 годам способен определиться с профилем будущей трудовой деятельности. Выберет кто-то гуманитарную стезю, а потом вдруг окажется, что он - прирожденный технарь. Что делать, как поступить? Впрочем, как сказал недавно на одном из "круглых столов" министр образования Владимир Филиппов, помимо профильных классов обязательно будут и универсальные, с преподаванием всех предметов, обозначенных в стандарте. В маленьких сельских одиннадцатилетних школах с числом учеников не более 50, скорее всего, работа будет организована именно по такому принципу.
По общему мнению, преподавать в профильных классах и школах должны специально подготовленные педагоги, желательно с магистерской степенью, соответствующей 15-му учительскому разряду. Наверное, пройдет много времени, прежде чем педагогические вузы начнут выпускать специалистов такого уровня...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников