09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАЧЕМ НАСИЛОВАТЬ КЛАССИКУ?

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 13 Ноября 2002г.
В течение девяти дней город на Иртыше принимал театры из Москвы, Петербурга, Иркутска, Тюмени, Сургута, Саратова, Екатеринбурга, Челябинска. Приехал даже коллектив из Баку под руководством известного драматурга, лауреата Государственной премии России Рустама Ибрагимбекова, выступившего на сей раз в роли режиссера собственной пьесы "Похожий на льва". Состоялся фестиваль при активном содействии губернатора Омской области Леонида Полежаева, который немало делает, чтобы огромный промышленный город стал еще и крупным культурным центром Западной Сибири.

На омском международном фестивале "Молодые театры России" были представлены работы молодежных коллективов со всей страны. "Труд" выступил информационным спонсором этого форума.
Инициатор этого форума, директор омского камерного "Пятого театра" Александра Юркова первой среди коллег поняла, что этот смотр заставит местные театры подтянуться, критически взглянуть на себя, ибо ничто так сильно не воздействует на деятелей сцены, как момент сравнения, соревновательности. Ранее, приглашая в свой театр на постановки учеников Петра Фоменко Ивана Поповски и Марину Глуховскую, руководителя московского театра "АпаРТе" Андрея Любимова, а также Анатолия Праудина из Петербурга, Юркова видела, как растут ее актеры при работе со столичными режиссерами.
При всех различиях постановок Анатолия Праудина, показанных на фестивале, - "Женитьбы" Гоголя в уже упомянутом "Пятом театре" и "Крокодила" Чуковского экспериментальной группы театра "Балтийский дом", - можно заметить, что в обоих спектаклях актеры представляют своих героев как вполне современных персонажей, независимо от времени создания произведений. В интересной режиссерской трактовке "Женитьбы" Подколесин (артист Семен Оленберг) - не просто водевильный герой, сбежавший из-под венца, а человек совестливый. Ему становится стыдно за себя и за своего друга Кочкарева, подтолкнувшего его жениться не по любви, а следовательно, солгать и себе, и бедной Агафье Тихоновне.
Надо сказать, что на этом фестивале я не заметила большой разницы между столичными и провинциальными коллективами, поскольку актерские составы в основном были молодые, играли темпераментно, заразительно, искренне, что всегда подкупает зрителей. Правда, иногда провинциалы пытались копировать уже известные спектакли, к примеру, популярного сегодня Евгения Гришковца. Зрительный зал во время представления саратовского муниципального театра "Академия театральных художеств" был полон, всем хотелось услышать знаменитую историю Гришковца в исполнении органичного артиста Сергея Ганина она не казалась такой уж "прикольной". Ну подумаешь, человек во время службы в морском флоте на Дальнем Востоке съел собаку, приготовленную корейцем... Как мне кажется, режиссер Иван Верховых при выборе материала не учел главного: байки Гришковца в исполнении других актеров теряют свою остроту и юмор, становятся плоскими и банальными, поскольку авторскую интонацию скопировать невозможно.
Другое дело - классика. Тут режиссеры делают все, что им вздумается: нещадно сокращают пьесы, переставляют эпизоды, убирают "неугодных" действующих лиц. Но, как правило, в результате не только вводят в заблуждение публику, но и наказывают своих артистов. Так Андрей Любимов, показавший на фестивале свой московский спектакль "Маша, Ирина, Ольга и др..." по чеховским "Трем сестрам", исключил из действия Андрея Прозорова и его жену Наташу, лишив тем самым сестер Прозоровых противовеса. Им уже не надо было бороться за своего брата, которого затянула в омут мещанства Наташа. Три сестры в исполнении Марии Козловой, Натальи Швец и Нины Орловской были так поглощены собственными "комплексами", настолько устали от жизни, что у них не хватало сил ни на любовь, ни на мечты. По всей видимости, Андрея Любимова волнует тема эмоционального оскудения нашего общества, когда с сердцем мало кто советуется. Но зачем насиловать классическую пьесу?
На фестивале оказалось сравнительно мало постановок по русской классике. Не было и спектаклей по произведениям Достоевского, хотя именно здесь обращение к творчеству великого писателя было бы весьма уместно. Ведь Федор Михайлович целых четыре года пробыл в омском остроге, находившемся на месте нынешнего академического театра. Именно тут он наравне с другими каторжниками ходил на работу в кандалах весом в четыре килограмма, не снимая их ни днем, ни ночью. А на спине его арестантского халата был пришит бубновый туз, то есть мишень, по которой стреляли охранники при попытке заключенного к бегству.
Все эти атрибуты каторжной жизни можно увидеть в омском музее Достоевского, где работают истинные подвижники. Несмотря на необычную скромность и даже бедность этого музея, я вышла из него потрясенной.
После этого как-то неловко становилось за произведения, в которых режиссеры преподносили зрителям дешевую "вампуку". Спектакль екатеринбургского театра "Свидание про любовь" был из серии пошлых анекдотов, рассказываемых в сугубо мужской компании. В квартире, предназначенной для тайных свиданий, встречаются солидный, но уже изрядно поблекший дирижер и молоденькая буфетчица филармонии, где он часто выступает со своим оркестром. В течение двух часов они пьют водку, вызывают духов, наспех, не раздеваясь, совокупляются. Ну а потом является хахаль девицы и убивает соперника. Жаль было актеров, а равно и зрителей, вынужденных смотреть этот "шедевр"...
К счастью, спектакли иного ряда определяли общий уровень фестиваля. Одно из его открытий - музыкальная мистерия "Ave Maria" композитора Владимира Соколова из Иркутска - могло бы сделать честь любому международному смотру. Не случайно публика после представления долго не отпускала со сцены молодых певцов и музыкантов, блестяще исполнивших музыкально-поэтическую композицию о земном и небесном бытии Божией матери.
Новый фестиваль в Западной Сибири пока только делает свои первые шаги, но, думаю, со временем привлечет внимание театральной общественности, потому что здесь делается ставка на поиск новых художественных форм и свежих сценических идей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников