"КОРСИКАНКА" И ДРУГИЕ

В Москве на сцене Центрального театра армии открылся первый фестиваль драматических театров Вооруженных сил Российской Федерации. Эти коллективы открывались в свое время по инициативе наркома обороны Ворошилова, дружившего с известным писателем Всеволодом Вишневским, который не только перо, но и театральное искусство мечтал приравнять к штыку.

Самое удивительное, что эти шесть военных театров - Балтийского флота в Кронштадте, Северного флота в Мурманске, Черноморского флота в Севастополе, Тихоокеанского флота во Владивостоке и Дальневосточного военного округа в Уссурийске - выжили, хотя, казалось, они должны были погибнуть в период реформирования армии в 1990-е годы, когда никому не было дела до искусства. Но, видно, у чиновников из Министерства обороны рука не поднималась закрыть их, ибо там хорошо помнили, что в период Великой Отечественной войны эти коллективы находились на линии фронта. Неслучайно 55 артистов театра Северного флота были награждены орденами и медалями, а в здании Севастопольского театра висит стенд с одиннадцатью фотографиями артистов, погибших во время сражений за город-герой, который сейчас территориально относится к Украине.
Как сложится судьба этого коллектива, решат политики. Во всяком случае, театр Балтийского флота, располагавшийся в Лиепае, перевели в Кронштадт, когда наши войска выводили из Латвии в 1999 году. Теперь театр ютится в одном из домов культуры, и с актерскими кадрами напряг, поскольку зарплаты тут скромные. И тем не менее для показа в Москве коллектив выбрал одну из сложнейших пьес Артура Миллера "Все мои сыновья".
Но если Кронштадт под боком у Питера и сюда еще можно завлечь хороших актеров и режиссеров, то за Полярный круг они вряд ли поедут. Поэтому при всем уважении к героической работе артистов из Мурманска, часто участвующих вместе с моряками в дальних походах, показанный ими в первый фестивальный день спектакль "Корсиканка" был далек от совершенства, равно как и ряд других спектаклей. И все-таки если у Министерства обороны хватило средств провести такой фестиваль в Москве, который, похоже, станет постоянным, то есть надежда и на пополнение военных театров молодыми творческими кадрами. Ведь наша армия молодая. Чтобы убедиться в этом, достаточно было взглянуть на зал, треть которого составляли юные кадеты...