ПОЛЕТИТ - НЕ ПОЛЕТИТ

Посреди бескрайних степей советского Казахстана, невзирая на холод, ветер и проливной дождь, все еще молодые люди готовят первый полет человека в космос.

У Даниила Покровского (Мераб Нинидзе), врача первого отряда космонавтов, сложные отношения с московской женой (Чулпан Хаматова) и казахстанской любовницей... Но для Покровского личные волнения не важны: как только взлетит первая ракета, для человечества должна наступить новая эпоха.
"Бумажный солдат" - плоть от плоти классической русской культуры: нежная и жестокая, беззаветная и самоуверенная, циничная и высокопарная "русская душа" предстает в фильме Германа во всей своей пресловутой загадочности. Видимо, именно так и представляют на Западе русских интеллигентов - потомками героев Чехова, Достоевского или Набокова. Сможем ли мы узнать в этих персонажах самих себя? Понять героя, для которого призрачное счастье будущих поколений куда важнее счастья и даже жизни и его самого, и окружающих его людей? Алексей Герман часто говорит о том, что его задачей было лишь поставить вопрос, чтобы его картину обсуждали, спорили о ней. Судя по реакции первых зрителей "Бумажного солдата", это удалось.
Интервью
АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН-МЛАДШИЙ: "ЕСЛИ НИКТО НЕ БУДЕТ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, ТО НИЧЕГО НЕ ОСТАНЕТСЯ"
Сегодня в прокат выходит "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего. С режиссером фильма специально для "Труда-7" побеседовал Степан Царев.
- Действие всех трех ваших фильмов развивается в прошлом. Что вас туда тянет?
- Ничего меня туда не тянет, это заблуждение. Сценарий фильма "Гарпастум" мне предложил в свое время Александр Вайнштейн, это вообще была не моя идея. Если же говорить о последней картине, это фильм, где я пытаюсь ответить на вопросы, которые остались актуальными. Это дискуссия не только о прошлом, но и о настоящем.
- На пресс-показе "Бумажного солдата" все очень много смеялись. Это вам кажется адекватным? Ведь речь-то о событиях невеселых...
- Зрители смеялись в тех местах, которые были смешными. Понимаете, мы старались делать фильм про живых людей, которые участвовали в действительно великом событии. За любым подвигом всегда стоят люди, которые любят, смеются, переживают... Очень хорошо, что зрители смеялись!
- Главный герой Даниил Покровский - он вам симпатичен как человек?
- Главный герой очень похож на меня, я сам себе бываю иногда симпатичен, иногда нет. В каждом из нас намешано много разного: прекрасного, хорошего, ужасного... Мне кажется, что мой герой - симпатичный, но сложный, обаятельный, но тонкий. Любой тонкий человек бывает разным.
- Ваши персонажи - такие чеховские: тратят слишком много времени на разговоры, при этом руку упавшей женщине могут не подать. Зачем они нужны такие?
- Мудрый человек сказал: интеллигенция не есть лекарство. Интеллигенция - это боль. Вот в этом и есть предназначение интеллигенции. Если никто не будет задавать вопросы и пытаться найти на них ответ, то ничего не останется: будет организм, который только ест или занимается спортом, но это будет уже какое-то другое существо. Если мы уберем из нашей российской жизни интеллигенцию и все, что с ней связано, ту рефлексию, с которой она живет, все те вопросы, действительно чеховские, которые она задает, то у нас получится организм, в котором ничего не болит. Но любой организм, который не чувствует боли, обречен на самоуничтожение.
ДРУГИЕ ФИЛЬМЫ О РУССКИХ МЕЧТАТЕЛЯХ
"Девять дней одного года"
Режиссер Михаил Ромм (1961)
Физики-ядерщики - главные звезды поколения 60-х. В знаменитой картине классика советского кино Михаила Ромма самоотверженный герой Алексея Баталова жертвует собой во имя достижения великой цели.
"Космос как предчувствие"
Режиссер Алексей Учитель (2005)
Судьбами людей, окружавших первого космонавта, интересовался также Алексей Учитель. В его любовной драме наивный юноша отправляется в Москву, чтобы стать космонавтом, и встречает в поезде улыбчивого парня Юру, еще не знающего о своем предназначении.
"Неоконченная пьеса для механического пианино"
Режиссер Никита Михалков (1977)
Герои Германа-младшего порою выглядят прямыми наследниками персонажей фильма Никиты Михалкова, поставленного по произведениям Чехова. Те же бесконечные разговоры о будущем, та же беспомощность, те же отчаяние и боль. Разве что "дела" у чеховских героев нет - и оттого их судьба кажется еще более трагической.