«Интересна не коммерция, а кайф»

Стас Намин - о том, как сохранил группу «Цветы» и другие свои увлечения, не вляпавшись в политику и шоу-бизнес

14 ноября даст концерт в «Крокус Сити Холле» одна из самых славных отечественных рок-групп — «Цветы». О том, отчего имя команды, 30 лет назад спевшей на всю страну «Мы желаем счастья вам», потом намертво исчезло с афиш, что сегодня играет коллектив и как его создатель избежал смертельной опасности, угрожающей многим рокерам, — наш разговор.

— Со времени предыдущего концерта группы «Цветы» прошло два года — почему вы так редко выступаете?

— «Цветы» не являются частью шоу-бизнеса и, соответственно, не живут по его законам. Это наш сознательный выбор. Мы пишем музыку не для денег, а ради красоты и кайфа. История группы получилась уникальной: все знают наши песни 70-х — то, что прошло через советскую цензуру (она тогда хоть что-то пропускала). Однако в 80-е мы начали писать более серьезные песни, и на нас был наложен запрет. В 90-е я распустил команду, и практически 20 лет «Цветов» не было в концертной жизни, не считая разового выступления на 30-летии коллектива в 2000-м, потом вдруг в 2010-м мы появились вновь — а за это время сменилось целое поколение слушателей, и для молодой публики мы как бы предстали новой группой, о которой они раньше ничего не знали. Только по нашим хитам они поняли, что выросли на наших песнях. За последние два года мы записали на Abbey Road альбом «Назад в СССР», куда вошли все наши известные хиты 70-х. И альбом «Распахни свое окно» с запрещенными песнями 80-х, которые тогда не удалось выпустить. А наш совсем новый, современный репертуар мы впервые представим на концерте 14 ноября в «Крокусе». В феврале едем в Лондон на запись.

— Можно подробнее о предстоящем концерте?

— Первая его половина будет своеобразным рок-спектаклем, или рок-шоу. Думаю, на отечественной сцене такого еще не было: звук, свет, видеоэффекты — все основано на последних компьютерных технологиях. Но главное — наши 15 новых песен, которые сегодня являются нашим мировоззрением с точки зрения музыки, стихов, аранжировки. Будет много гостей, один из них — наш театр (Театр Стаса Намина. — «Труд»). Они споют две песни «Битлз» из спектакля «Битломания» и увертюру к опере Моцарта «Свадьба Фигаро», премьера которой состоится у нас в начале следующего года. Наконец сыграем наши старые хиты в неожиданных версиях. Открою один из секретов: «Честно говоря» мы исполним с армейским хором Александрова, с ним же будет «Рано прощаться», и еще присоединятся «ОтЗвуки Му». Конечно же, будут наши давнишние друзья «Машина времени» и «Воскресение», «Моральный кодекс» и «Здоб ши здуб». Будут также участвовать Алексей Козлов, Дмитрий Ревякин и другие великолепные музыканты. Из зарубежных музыкантов будет лучший барабанщик Америки Кенни Аронофф.

— В 1989 году на знаменитый фестиваль в «Лужниках» «Рок за мир», который вы организовали, приезжали Bon Jovi, Motley Crue, Энни Леннокс... Рядом с ними — свободными людьми из свободных стран — наши рок-музыканты не чувствовали себя бедными родственниками?

— По-моему, и у нашей группы, и у всех, кто пришел на этот фестиваль, хватало свободы духа. Ее не хватало у тех, кто пытался запретить фестиваль. А для тех, кто пришел кайфовать, сидел на травке и целовался, это стало настоящим российским Вудстоком, дверью в новую жизнь.

— Под травкой, надеюсь, вы имеете в виду покрытие стадиона? А то ведь часто рокеров и их фанатов обвиняли в пристрастии к наркотикам.

— Не думаю, что рок-музыканты в этом отношении чем-то выделяются по сравнению с остальными людьми. Билл Клинтон признавался, что тоже в молодости травку пробовал. Лично я наркотиками никогда не баловался. Даже алкоголем. А сигарет не выкурил ни одной в жизни.

— На вопрос, чья песня из недавних потрясла больше всего, Ирина Богушевская мне ответила, что «Сокол» Гребенщикова.

— У Бориса Гребенщикова не только «Сокол» — весь последний альбом сильный. У Юрия Шевчука есть очень интересные песни. У них обоих на сегодняшний день — творческий расцвет, несмотря на серьезный возраст. А вообще я люблю и «Сплин», и «Калинов мост», и «Воскресение», и другие команды поэтического рока.

— Но альбом ДДТ «Иначе» многие критиковали за то, что в нем больше политики, чем музыки.

— Наверное, мы с вами какие-то разные альбомы имеем в виду, потому что в последнем альбоме я не заметил такого уж политического крена, там преобладают философские мысли. Наши социальные песни немного другие: «Гимн героям нашего времени», «Идол», «Распахни свое окно» — они о вечной теме свободы, любви.

— О каком проекте мечтаете?

— Не знаю, может быть, о художественном кино. Документальное снимаю, художественное продюсирую, но стать режиссером игровой картины пока не довелось. Думаю, уже не хватит пороху: слишком серьезное дело, надо все бросить и года два заниматься только этим. А я без того загружен интересными проектами. Может, младший из моих сыновей (он учится в Нью-Йоркском университете на факультете кино) за меня такое кино снимет? (Улыбается.)