Пора-пора-порадуемся!

 Три мушкетера снова в строю: на экраны выходит киноверсия знаменитого романа в постановке Сергея Жигунова

 Известный актер и продюсер, много работавший в костюмно-историческом кино («Гардемарины, вперед!», «Королева Марго», «Графиня де Монсоро»), дебютирует этим высокобюджетным (12 млн долларов) приключенческим фильмом как сценарист и режиссер. По словам Жигунова, он реализовал свою давнюю мечту, осуществить которую до поры до времени не позволял… Михаил Боярский. Тот в свое время попросил у Жигунова повременить с постановкой, чтобы иметь возможность доиграть роль Д’Артаньяна до конца. Как только это произошло, Жигунов запустился со своим проектом.

Боярский не стал ревновать к жигуновскому детищу и даже благословил молодого мхатовского актера Риналя Мухаметова, который сыграл Д’Артаньяна в новой версии классической истории о приключениях и дружбе отважных мушкетеров. Куда менее благожелательно отнесся к работе соперника отец экранных мушкетеров, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который заявил в одном интервью, что ему даже не надо смотреть новую картину, поскольку «это будет еще один банальный пересказ изнасилованного тысячу раз произведения Дюма». И добавил, что делал свой фильм из любви к бессмертному сюжету, а Жигунов, дескать, переснял его только из зависти.

Жигунов на этот недружественный выпад коллеги ответил точно рассчитанным фехтовальным уколом. На пресс-конференции после показа своего фильма журналистам, где побывал и обозреватель «Труда», Сергей Викторович как бы мимоходом обронил:

«Если вы спросите меня, отталкивались ли мы от фильма Хилькевича, то я вам отвечу «нет». Со времени выхода той картины прошло 35 лет, кино с тех пор сильно изменилось. И уж о ком мы меньше всего думали, так это о Хилькевиче. При всем уважении, наши «Три мушкетера» и его находятся в разных весовых категориях».

Фильм Жигунова действительно имеет мало общего с отнюдь не шедевральными, но тем не менее засмотренными до дыр «Тремя мушкетерами» Хилькевича, популярность которым принесли в первую очередь блистательные музыкальные зонги Максима Дунаевского и Юрия Ряшенцева, ушедшие с экрана в народ. В новом фильме концертных номеров не будет, зато есть сквозная музыка Алексея Шелыгина, записанная с Лондонским симфоническим оркестром. Жигунов, по его словам, решил очистить классическую книгу от многочисленных экранных наслоений: «Я пересмотрел почти всех «Трех мушкетеров» и был удивлен тем, что все пытаются как можно дальше отойти от Дюма. Мы решили к нему максимально приблизиться».

Причем, добавлю от себя, порой на довольно опасное расстояние, когда экранизация грозит обернуться едва ли не постраничной иллюстрацией книги. Правда, этому сильно мешает толстенный объем романа. Надо ли удивляться тому, что действие в новом фильме несется буквально вскачь, некоторые сюжетные линии намечены пунктиром, а многие персонажи второго плана лишь обозначены, а то и вовсе потеряны (как, например, колоритный слуга Д’Артаньяна Планше).

На тщательную разработку даже основных образов у авторов нового фильма зачастую просто нет места и времени. Так, «силы зла» в лице кардинала Ришелье (Василий Лановой) и его подручной Миледи (Екатерина Вилкова) выглядят какими-то чересчур уж заурядными, обыденными интриганами, а не могущественными злодеями. В свою очередь, три мушкетера – Атос (Юрий Чурсин), Портос (Алексей Макаров), Арамис (Павел Баршак) с примкнув­шим к ним Д’Артаньяном – обрисованы тоже довольно эскизно. В них пока нет всепобедительной харизмы, искрометного шарма, чертовского обаяния, которыми наделены эти персонажи в романе Дюма. На этом бледноватом фоне пока выигрышнее смотрятся Филипп Янковский, сыгравший короля Людовика ХIII с какой-то изящно изломанной грацией, и Мария Миронова, представшая на экране не столько августейшей особой, сколько безумно влюбленной в лорда Бэкингема женщиной. Но подобных актерских удач в фильме не так уж много.

Впрочем, двухчасовой прокатный вариант новых «Мушкетеров» – это всего лишь конспект, дайджест 10-серийной телевизионной версии, которая, скорее всего, появится на Первом канале. Прокатный вариант фильма Жигунов адресует молодым зрителям – от 14 до 24 лет. Они-де и жить торопятся, и чувствовать спешат. Отсюда бешеный ритм сюжета, скоротечные бои и стремительные любовные победы. Но захотят ли сегодняшние подростки в 101-й раз смотреть старую как мир историю про подвески королевы? Поживем – увидим.

Впрочем, может, нас еще ждут открытия в телевизионной версии фильма? По замыслу Жигунова, она будет отвечать всем требованиям подробного и в то же время яркого, увлекательного семейного зрелища. Во всяком случае телесериалом уже заинтересовались порядка 30 стран, которые намерены приобрести его для своих зрителей.

Голос

Вениамин Смехов, Атос в советском фильме

– Мне хочется поддержать режиссера и актеров, поскольку новая версия «Трех мушкетеров» делалась с любовью к роману Дюма-отца и его героям. А эта духовная пища куда полезнее для молодого человека, чем ужастики и прочие кровопускания. У Жигунова, по-моему, получилась душевная картина. Хорошо, что он не стал на путь соперничества с нашим фильмом в том, что касается песенного материала, а пошел своей дорогой.

Что для меня состоялось эмоционально и безусловно – это Д’Артаньян в испол­нении Риналя Мухаметова, он очаровал меня молодостью, легкостью, мастерством. Так что я искренне хочу поздравить Жигунова с его, как казалось многим, авантюрой. Я давно и хорошо его знаю, он умный человек. А умный авантюризм – это доблесть вдвойне.

Самые известные экранизации «Трех мушкетеров»

На сегодняшний день в мире известно порядка 120 экранизаций романа Александра Дюма. Первая из них была осуществлена в Англии еще в 1898 году. Во Франции роман в 1903 году перенес на экран один из родоначальников кино, Жорж Мельес. Самая известная российская версия – телефильм «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979) в постановке Георгия Юнгвальд-Хилькевича с Михаилом Боярским в главной роли. А зарубежные – американский фильм «Три мушкетера» (1948), франко-итальянский «Три мушкетера: Подвески королевы» (1961) и американо-английская картина «Три мушкетера» (1973) с Майклом Йорком в главной роли. В разные годы Д’Артаньяна играли такие звезды мирового экрана, как Дуглас Фэрбенкс, Макс Линдер, Максимилиан Шелл, Жан Маре, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье. Одна из последних киноверсий знаменитого романа – недавний фильм «Три мушкетера» Пола Андерсона, в котором сыграли Логан Лерман (Д’Артаньян), Кристоф Вальц (Ришелье), Милла Йовович (Миледи).