Таймер на борту: террористы хотели утопить А321 «Когалымавиа» в море

Американские СМИ узнали, что в российском самолете находилось программируемое устройство, которое должно было сработать через 2 часа после взлета 

Экспертам, расследующим крушение российского аэробуса А321 авиакомпании «Когалымавиа» на Синайском полуострове, стало известно, что в лайнер было заложено устройство с таймером, который должен был сработать на два часа позже времени, в которое произошла катастрофа.

Об обнаружении таймера телеканалу Fox News рассказал источник, близко знакомый с ходом расследования, которое ведут американские спецслужбы. Информатор сообщил, что у следователей «появилась информация о двухчасовом таймере на борту самолета».

Пока неизвестно, каким образом спецслужбы получили эти данные: благодаря перехвату сообщений террористов или же обнаружив на месте крушения какие-то фрагменты устройства.

Бомба в топливной системе

Параллельно западные СМИ сообщили, что американские следователи предполагают закладывание террористами взрывного устройства в российский самолет: по их мнению, оно было помещено вблизи линии подачи топлива, недалеко от двигателя. «Одна из изучаемых американскими экспертами версий предполагает, что бомбу могли заложить близ линии подачи топлива самолета Airbus. Мощность этого устройства была рассчитана на то, чтобы после взрыва загорелось горючее», – говорится в публикации газеты The Daily Beast.

Если это предположение верно, то экспертам вряд ли удастся найти следы бомбы, так как расчет террористов был именно на то, что пожар уничтожит улики.

Есть и другая версия; согласно ей, в самолете было заложено достаточно мощное взрывное устройство, начиненное поражающими элементами. Его взрыв должен был повредить обшивку лайнера, после чего разница давлений внутри и снаружи корпуса привела бы к тому, что самолет буквально разорвало бы на части.

Взрыв над Черным морем

Продолжительность перелета из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург составляет чуть больше пяти часов. Маршрут российских лайнеров проходил над Синайским полуостровом, Средиземным морем, Турцией и Черным морем. Если информация о двухчасовом таймере верна, взрыв должен был произойти, когда аэробус летел над Черным морем. Последующее падение лайнера в воду с погружением на дно до предела осложнило бы сбор улик и установление причин катастрофы.

С точки зрения представителей террористического движения «Исламское государство» (деятельность которого запрещена на территории РФ решением Верховного суда), при таком развитии событий теракт терял бы часть своего медийного эффекта, однако непосредственные исполнители преступления вполне могли быть заинтересованы в том, чтобы спрятать «концы в воду».

Политические маневры

Российская сторона пока не делает упора на террористическую версию гибели лайнера, хотя и не отвергает ее. Гораздо больше внимания в РФ привлекли данные о возрасте самолета – а погибшему аэробусу было 18 лет, - информация о серьезной аварии, которую лайнер пережил в 2001 году, и данные о проблемах с двигателями.

Однако британские и – в несколько меньшей степени – американские власти изначально делали упор на гипотезу теракта. Британия на 3 дня раньше России приняла решение о прекращении полетов над Синаем и эвакуации своих туристов из Египта. На прошлой неделе премьер-министр соединенного королевства Дэвид Кэмерон предложил России помощь в расследовании трагедии и заявил, что на охоту за террористами, уничтожившими российский самолет, может быть послан британский спецназ SAS. Помощь в расследовании катастрофы предложило и американское ФБР.

На публикации данных о террористическом следе также специализируются британские СМИ. По мнению некоторых обозревателей, трагическая гибель российского самолета с 224 пассажирами и членами экипажа может быть использована в качестве предлога для активных действий Запада, например, вмешательства во внутренние дела Египта или интенсификации военной операции против ИГ.

Предательство спецслужб

Между тем американское информационное агентство Associated Press сообщило на днях о систематических нарушениях правил безопасности в аэропорту Шарм-эль-Шейха. Агентству удалось получить информацию от сотрудников службы безопасности аэропорта, в том числе и от тех, которые работают более 10 лет.

По словам секьюрити, администрация воздушной гавани часто отключала сканеры в зонах досмотра багажа. Аппаратура для поиска бомб простаивала ради экономии электричества. Когда в аэропорт прибывали иностранные эксперты, все сканеры снова включались.

«Мы только создаем видимость. Как только мы слышим, что появляется кто-то важный, внезапно все работает», – рассказал американским репортерам один из информаторов. Также, по словам секьюрити, слабым местом системы безопасности является досмотр транспорта, доставляющего к лайнерам еду и топливо. Охранники зачастую допускали машины к самолетам вообще без досмотра и проверки – просто потому, что лично знают водителей.

Российские официальные лица пока избегают делать по этим поводам однозначные заявления. Однако по мере поступления все большего количества информации о работе египтян начали поступать первые негативные отклики. В частности, после сообщения о том, что непосредственно перед взлетом к А321 были допущены посторонние лица, в Москве предположили, что катастрофа произошла из-за предательства египетских спецслужб.

«Что бы там ни случилось, это их большой провал», – заявил высокопоставленный источник в российских госструктурах, пожелавший сохранить анонимность.