Главная Культура 16:49 13 Ноября 2015 1528
Принц и драконы

«Электротеатр» проверил на стойкость себя и публику

Сергей Бирюков

Борис Юхананов – режиссер с космическим замахом, и мы на днях получили новое тому доказательство. В супертехнологично реконструированном им «Электротеатре Станиславский» вслед за циклопической гексалогией современных опер «Сверлийцы» поставлен (точнее, перенесен в новой редактуре из Школы драматического искусства) один, зато какой спектакль: «Стойкий принцип» по мотивам Кальдерона и Пушкина, который длится без малого десять часов, с двух пополудни почти до полуночи. Воистину песнь о стойкости для стойких.

Даже если бы это не был Юхананов, пьесу Кальдерона «Стойкий принц» надо было поставить сегодня. История из XV века – португальский принц Фернандо, плененный мавританским королем, отвергает сделку, по которой его должны были освободить, отдав маврам католический город Сеуту, потому что не считает свою персону равноценной христианской твердыне – звучит очень современно. Тут и тема чувства долга, и война Запада с Востоком, и драма диссидентства, которое сознательно выбирает для себя Фернандо (вам это не напоминает судьбу некоторых сегодняшних активистов, а также акционистов вроде Петра Павленского?)...

Но уж Юхананов с его буйной постмодернистской фантазией наделил классический сюжет таким шлейфом ассоциаций, что хватило бы на десять спектаклей.

Начать с самого названия: по-испански «принц» -- el principe, и постановщик ухватился за это родство-созвучие слов, сделав главным не только принца, но саму идею принципа. Все в этой пьесе стоят на своем до конца: мавританский король – на принципе сделки, без которой свободы пленнику не видать; мавританский же полководец Мулей – на долге чести за сохраненную жизнь и свободу, из-за которого верно исполняет волю португальского пленника, т.е.формально – врага, а на самом деле – друга.

Далее, режиссер постоянно расширяет историческое поле сюжета, перебрасывая ассоциации в более близкие нам времена – в эпоху Пушкина, Ленина, Гитлера… Не всегда его логику легко уловить – каюсь, например, не понял, что означает пафосное шествие под красными знаменами и цитирование антифашистской «Песни рабочего фронта» Эйслера-Брехта, а сразу затем – ариэток Вертинского, и все это при дворе мавританского монарха как раз в момент, когда тот решает посадить строптивого пленника на особо строгий режим.

Впрочем, Юхананов ведь горазд на смешение стилей и жанров, в его постановке можно найти все от фарса до мистерии. Юмор спасает очень многие сюжетные и режиссерские ходы, без него рисковавшие бы показаться банальными или провисшими. Чего стоит один только уморительный эпизод, когда сперва принц тайком разговаривает с другом Мулеем, а потом с тем же Мулеем желает пошептаться мавританский король. Юхананов, не мудрствуя лукаво, усаживает их всех рядком на корточки, как каких-нибудь современных гастарбайтеров, собравшихся посмолить во дворе продуктового магазина, и король даже прикуривает у пленника, хотя по пьесе и по логике реплик никак не может его ни видеть ни слышать.

И уж совсем разгулялось воображение Юхананова во второй части спектакля, представляющей собой как бы сны на темы трехактной пьесы Кальдерона. Точнее, первые два действия вечернего спектакля – это парафраз на первые два действия дневного представления. Еще точнее – на две конкретные сцены. В первом действии это объяснение Мулея с мавританской принцессой Феникс, которую он любит, а ее, бедную, отдают за нелюбимого соседнего царька. Во втором – сцена явления Фернандо странствующей Феникс: звучит предсказание, что она тоже станет пленницей, только уже у португальцев, и будет предложена за него в выкуп, но он к тому моменту выйдет из-под торга, так как покинет земной мир. И эти формульные ситуации пародийно повторяются между современными персонажами – советским генералом и его возлюбленными, байкером и байкершей, фигуристом и фигуристкой…

Последнее, третье действие вечернего спектакля Юхананов вовсе вывел из-под власти Кальдерона: это «Пир во время чумы» Пушкина, который ведь тоже об отчаянной стойкости человека, только уже не перед другим человеком-врагом, а перед самой смертью.

Повторю, далеко не всегда логике режиссерских ходов легко найти объяснение. И даже пресловутый юханановский юмор мог бы не спасти десятичасовое действо от превращения в нечто монструозное и бессмысленное – если бы не изумительное качество исполнения всего того, что задумано постановщиком. От богатой и одновременно строгой видеопроекции Степана Лукьянова (булькающее синее море, тени пролетающих истребителей, лики великих мертвецов, чьи деяния сделали этот мир таким, каков он есть) до ироничной хореографии Андрея Кузнецова-Вечеслова, все время съезжающей на лезгинку; от тончайшей партитуры композитора Дмитрия Курляндского протягивающей нити от древних католических гимнов к православному «Со святыми упокой» и разгулу популярной музыки ХХ века, до харизматичного в своей документальности диджейского соло знаменитого радиоведущего Федора Софронова.

А главное – ничего бы не было без потрясающего мастерства актеров. Таких, как Игорь Яцко, в роли Фернандо концентрирующий вокруг себя ансамбль (он ведь и сам сильный режиссер). Как юркий Павел Кравец (Мулей), как Алла Казакова – воплощение стиля ар-деко (принцесса Феникс). Как великолепно владеющие классическим вокалом (наряду с полным арсеналом экстремальных актерских средств) Софья Ефимова и Светлана Найденова, способные в рамках одной фразы переходить от ангельского пения к балаганному крику и драконьему реву.

Ассоциация с драконами, которые окружают нас все плотнее и проникают внутрь нас, тут тоже возникает весьма кстати. Ведь в нашей теперешней жизни она опять набирает актуальность. Принц выстоял в борьбе со злом – а мы сможем? Не знаю, правда, имел ли в виду Борис Юхананов именно такой ход мысли, но в конце концов какое это имеет значение? Тут уже спектакль начинает работать помимо воли создателя, а это – признак талантливой работы.

ТВ-язык поражает разнообразием вульгаризмов

Сергей Беднов
Труд
Владимир Соловьев. Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Годами мы боролись с матерщиной столь же яростно, как теперь с ЛГБТ. Несколько законов приняли: 10 лет назад запретили употребление нецензурной лексики в кино, а в 2021-м — в социальных...

Потери и обретения новой экранизации «Мастера и Маргариты»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
1930-е оказались к нам гораздо ближе, чем некоторые думают… Фото: kinopoisk.ru

На экраны вышла третья по счету отечественная киноверсия легендарного романа Михаила Булгакова. Она ожидаемо разделила первых зрителей на сторонников и противников фильма. Оно и понятно: картина менее всего напоминает...

Литературный обзор

Владимир Петров
Труд
Фото: © Ernst Wrba, globallookpress.com

Прошлое не отстает, с какой бы скоростью мы ни мчались к ускользающему светлому будущему. Вроде бы все осталось позади, растворилось во времени, история вынесла свои приговоры и расставила точки над i....

Эти стихи Борис Пастернак написал в 1912 году - високосном, как и нынешний

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Борис Пастернак. Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

По народным приметам, високосы считались самыми тяжелыми годами, сулящими войны, неурожаи и прочие бедствия. Особенно страшились февраля. Шутка ли: раз в 19 лет этот месяц бывает «черным», то есть вообще...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 5843
Тот самый Янковский

Заметки на полях судьбы великого русского актера, последнего народного артиста СССР

Леонид Павлючик
Труд
Фото: © Igor Gnevashev,globallookpress.com

23 февраля Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Не могу представить его 80-летним. Седовласым, в паутине морщин, с палочкой. Олег Иванович и в моей, и в памяти миллионов поклонников его творчества...

Культура 00:02 / 16 Февраля 2024 4620
Мама, я жевала бумагу

От книг сегодняшних тридцатилетних слишком часто остается именно это послевкусие

Дина Егорова
Труд
Девичий писательский призыв полон свежих сил, красив, пристрастен к черноте и неотвратим, как выпадение молочных зубов. Фото: David Ryle/moodboard, globallookpress.com

Пока спорили, к лицу или нет россиянам справлять Валентинов день, в стране возникла элегантная и вполне патриотичная альтернатива западному празднику — День книгодарения. Помимо еще одного повода погрузиться в интригующий...

Культура 00:01 / 16 Февраля 2024 4533
Смотрим в оба

Две картины Моне вернулись к публике из-под лучей Рентгена

Елена Широян, искусствовед
Труд
«Руанский собор в полдень» (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером»

Пушкинский музей бросил вызов массовой аудитории необычным, почти лабораторным проектом. После блокбастеров вроде «Испанской коллекции» в учреждении показали научный аспект работы, приоткрыв дверь в святая святых —...

О новой экранизации романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Один-единственный поцелуй резко меняет судьбы героев фильма

На экраны выходит фильм «Поцелуй» в постановке Билле Аугуста. Датский режиссер — один из грандов мирового кино. Он дважды — в 1987 и 1992 годах увозил из Канн «Золотую...

Главный редактор канала «КиноМульт» – отом, как приобщить детей к отечественной киноклассике

Дарья Ефремова
Труд
Татьяна – поклонница отечественного детского кино. Изображения предоставлены медиахолдингом «Цифровое Телевидение»

Медиахолдинг «Цифровое Телевидение» запускает новый семейный телеканал «КиноМульт», в чью коллекцию вошли анимационные хиты из сокровищницы Гостелерадиофонда, ВГТРК и «Союзмультфильма». Как...

Сильвестр Сталлоне сказал, кто может заменить его в роли Джона Рэмбо

Труд
Фото: Supplied by Capital Pictures/www.capitalpictures.com, globallookpress.com

Во франшизах существует общепринятая практика, когда одного героя играют разные актеры. Благодаря чему тот не стареет на протяжении десятилетий. Вспомним, к примеру, сколько импозантных мужчин в самом расцвете сил трудились...

Культура 17:01 / 17 Февраля 2024 4163
Из жизни джентльменов

Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве»

Труд
Юэн Макгрегор. Фото: © Adam Ihse, globallookpress.com

В то время как российские СМИ с удовольствием цитируют отзывы Такера Карлсона о нашей столице, телеканал Paramount+ завершает съемки сериала «Джентльмен в Москве» по одноименному бестселлеру Амора Тоулза. Главный...

Когда сносить нельзя, но очень хочется...

Ирина Смирнова
Труд
Фото автора

Смольный анонсировал снос около 400 исторических зданий в Петербурге. Для начала, а там как пойдет. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры города (КГИОП) опубликовал...

В США с молотка ушли личные вещи знаменитых женщин

Труд
Белая пачка главной героини «Секса в большом городе» Кэрри Брэдшоу в исполнении Сары Джессики Паркер была продана за 52 тысячи долларов

На днях на американском аукционе со сложным названием Unstoppable: Signature Styles Iconic Women In Fashion были проданы личные вещи знаменитых женщин. Лидерами продаж стало бархатное коктейльное платье леди Дианы и наряд...

Новым главрежем стал «свой»

Любовь Лебедина
Труд
После 17 лет работы в Малом театре Алексей Дубровский стал его главным режиссером. Фото предоставлено пресс-службой Малого театра

Когда в Малом театре, недавно осиротевшем после ухода из жизни многолетнего худрука Юрия Соломина, узнали, что главным режиссером коллектива назначен Алексей Дубровский - до того помощник Юрия Мефодьевича, пользовавшийся его полным доверием...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?