Лайнеры на посылках. А люди?

Авиакомпании пытаются компенсировать убытки от «ковида», принимая на борт вместо пассажиров грузы

Пандемия нанесла удар по гражданской авиации, от которого отрасль так и не оправилась. Так, «Аэрофлот» за январь — сентябрь перевез 11,6 млн граждан — почти на 60% меньше, чем годом ранее. Авиакомпании пытаются компенсировать убытки, принимая на борт вместо пассажиров всевозможные грузы.

Выполнять грузовые рейсы пассажирскими самолетами в период карантина первыми начали «Россия», Nordwind, AZUR Air, «Уральские авиалинии», Utair, S7 и Red Wings. А ныне все без исключения авиакомпании выполняют такие перевозки, их количество с каждым месяцем увеличивается. Грузами заполняют не только багажный отсек, но и пассажирский салон. Перед взлетом проводники проверяют, хорошо ли пристегнуты посылки и бандероли.

Впрочем, «грузопассажирские» перевозки проблему не решают. В «Аэрофлоте» готовят новую стратегию, согласно которой головная авиакомпания сосредоточится на дальних расстояниях, а внутренние и средние направления будут переданы преимущественно «дочкам» — «Победе» и «России». Уже объявлено об уменьшении зарплат летному персоналу с 1 января 2021 года (речь идет о двукратном снижении оплаты труда). Пострадают авиадиспетчеры и работники наземных служб. «Труд» обратился за комментарием к председателю Общероссийского профсоюза авиаработников Валерию СЕЛИТРИННИКОВУ:

— Считаем, в столь тяжелой ситуации была бы разумна и оправданна государственная поддержка авиакомпаний. Ведь наш гражданский воздушный флот перегружен западной техникой. Авиаперевозчики доходы получают в дешевеющих рублях, а расходы несут в долларах, оплачивая лизинг, обслуживание, запчасти и даже тренажеры. Руководство авиа-компаний не вынуждает персонал увольняться, а ставит вопрос о снижении зарплат и изменении условий трудовых договоров по объективным причинам. Но людям от этого не легче. Самая незавидная ситуация у работников наземных служб, особенно небольших аэродромов, которые могут вообще исчезнуть с географической карты...

А тем временем на фоне сокращения международных перелетов оживают внутренние маршруты. В сентябре рынок межрегиональных перевозок увеличился на 6,8%. Ряд авиакомпаний показал рост операционных показателей. По оценке Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), показатели России по внутренним авиалиниям в этот период оказались лучшими в мире. Однако ждать в ближайшее время возврата крылатой отрасли на доковидные показатели не приходится.