В Светлановском зале Московского международного дома музыки прошла премьера литературно-музыкального спектакля «Память о солнце». Две талантливые женщины, актриса Ольга Кабо и певица Нина Шацкая, посредством поэзии и музыки воссоздали на сцене мир поэзии Анны Ахматовой. В интервью «Труду» Ольга Кабо поделилась своими мыслями о любви, романтике, мужском бунтарстве и вечной женственности.

 — Как родилась идея спектакля в партнерстве с певицей Ниной Шацкой, композитором Златой Раздолиной, режиссером Юлией Жженовой по поэзии Анны Андреевны?

— Идея словно витала в воздухе. Моя любовь к поэзии началась в юности. В нежном возрасте я открывала томики стихов Цветаевой и Ахматовой и пыталась найти в поэтических строках ответы на волнующие меня девичьи вопросы. Ведь женская лирика — это всегда исповедь автора, в ней так много чувственности, остроты, искренности, и, исповедуясь, человек не может лгать. Но любимые строки были моей маленькой тайной, и я не могла доверить ее даже близким подругам. Уже много позже, играя в спектакле «Серебряный век» Театра имени Моссовета, я все же столкнулась с проблемой чтения стихов со сцены. Моя героиня Кира Августовна живет поэзией, она иногда даже не замечает, как при разговоре с людьми вдруг переходит на стихи. Мне было трудно рассказывать стихи, я даже обратилась за помощью к своему вгиковскому педагогу по сценической речи Алле Дмитриевне Егоровой. Я словно заново училась произносить слова, но с задачей справилась. А два года назад на одном из кинофестивалей я попала на сольный концерт Нины Шацкой. Когда услышала, как Нина поет, сразу поняла, что мы одинаково чувствуем поэзию. Шацкая, пропуская лирику через себя, выдает надломленный, хрупкий, но в то же время сильный поэтический образ. Так что можно сказать, что мы подружились на почве стихов. В спектакле звучат две поэмы Анны Андреевны: ранняя, «У самого моря», и одна из последних, «Реквием». В результате получилось объемное драматическое произведение.

— Ольга, вы красавица, Нина красавица, и Анна Ахматова была красавицей. Не теряет ли мужская часть зрительного зала голову при таком обилии красоты?

— Знаменитый итальянский поэт, писатель и сценарист Тонино Гуэрра сказал как то, что «красота — это уже молитва». Ведь когда человек находится в состоянии молитвы, он погружен в себя самого, и в такие моменты он необыкновенно красив! Для меня красота — это гармония души, внутреннее состояние человека, а не совершенство внешней оболочки. Для меня Анна Ахматова прежде всего великий творец, ее красота идет изнутри, вырываясь наружу прекрасной поэзией. Нина Шацкая безумно красива, когда поет, она будто обретает крылья и парит над землей.

— Ольга, вы родились и живете в Москве, тогда как Анна Андреевна принадлежит прежде всего Петербургу, где она прожила почти всю жизнь. Может быть, вам роднее поэзия истинной москвички Марины Цветаевой?

— Я не стала бы разделять поэтов по географическим территориям. Где бы они ни жили, они писали прежде всего о себе и своих чувствах. Но вы абсолютно правы: у каждого города, безусловно, свое лицо, своя атмосфера. Например, когда я приезжаю в Петербург, то ощущаю себя иначе. В городе на Неве можно наслаждаться мгновениями, можно бесцельно бродить, а не бежать, как в столице, можно приостановить вечную спешку и немного помечтать, глядя на воду, мосты. Лирика Ахматовой привлекает меня своими многоточиями, тем, что можно много прочитать между строк, в ритме ее стихов — кардиограмма любви, кардиограмма чувств. В ее поэзии много свежего воздуха, ощущаются простор и настоящая свобода.

— Ольга, ваши героини в театре и в кино — из разных эпох, стран. Если бы вы выбирали время, государство, то…

— В работе я, конечно, очень люблю путешествовать со своими героинями по странам и континентам, примерять на себя времена и эпохи, экспериментировать с внешностью и костюмами. Но если говорить о реальной жизни, то комфортно и уверенно я могу себя чувствовать только в наше время, в России, в родной Москве. Только здесь и сегодня я смогла стать такой, какая я есть, только здесь смогла состояться как личность, как актриса. Москва насыщает меня энергией, здесь мне ничего не страшно, здесь мне и стены помогают!

— Самый знаменитый роман Ахматовой — с поэтом Николаем Гумилевым. Вам нравятся мужчины-романтики, путешественники, воины, каким был первый муж Анны Андреевны?

— Разве Гумилев был романтиком? Мне кажется, что Николай Степанович — великий бунтарь. Он постоянно искал себя — как у Лермонтова: «А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой…» Он никогда не успокаивался, торопился жить. Путешествуя по Африке, голодая, рискуя, он получал пищу, которая была необходима ему для творчества. У Гумилева — мужская, конкретная, лаконичная поэзия. Мне как женщине, конечно, ближе по духу и пониманию Ахматова, ее строки я могу «присвоить», прожить. А когда я читаю Гумилева, всегда ощущаю некую дистанцию.

— Помните, что читали на вступительных экзаменах во ВГИКе?

— Я очень хотела учиться во ВГИКе, на курсе у Сергея Федоровича Бондарчука, поэтому целенаправленно выбирала программу для поступления именно к этому мастеру. Я подготовила монолог Наташи Ростовой, на украинском языке выучила стихотворение Тараса Шевченко «Як помру, то поховайте…». Безумно хотелось поразить мастера, и, по-моему, мне это удалось. (Смеется.) Сергей Федорович оценил мои старания и после первого же тура принял на свой курс. Было даже немного обидно, ведь я готовилась к длительному вступительному марафону, а все произошло так быстро: раз — и я уже студентка Института кинематографии!

— Вашим педагогом была и супруга Сергея Бондарчука Ирина Скобцева. На ваш взгляд, удалось ли паре Бондарчук — Скобцева стать таким же явлением в педагогике, как Сергею Герасимову с Тамарой Макаровой?

— Сергей Федорович и Ирина Константиновна были очень гармоничной парой: он — сила, она — нежность; он — мужчина с большой буквы, она — вечная женственность. Быть студентами таких мастеров — настоящее счастье. Сергей Федорович и Ирина Константиновна преподавали нам не только актерское мастерство — они готовили нас к трудностям и лишениям в выбранной профессии, учили правильно относиться ко взлетам и падениям, воспитывали умение ждать и не терять веру в себя ни при каких обстоятельствах. Их уроки — настоящая школа жизни!

— Одна из последних премьер в Театре Моссовета — «Кастинг» с Аллой Сигаловой в главной роли. Вы играете танцовщицу, девушку взбалмошную, капризную, да еще и возрастную. Расскажите о работе с хореографом и в данном случае актрисой Аллой Сигаловой?

— Этот спектакль, поставленный Юрием Ереминым, не только об актерском кастинге… Ведь по большому счету вся наша жизнь состоит из подобных кастингов. Вне зависимости от того, чем занимается человек, он должен постоянно доказывать, на что он способен, что он лучший в своем деле, что если не он, то никто… Да, не всегда все складывается так, как бы хотелось. Но все равно доля здорового американизма: «Ничего невозможного нет!» — должна жить в каждом из нас. И наш спектакль — о людях, которые умеют добиваться своего. Алла Сигалова — прекрасный хореограф. Во время репетиций не щадила ни себя, ни нас, требуя от актеров полной самоотдачи в танце.

— В Театре Моссовета у вас замечательные партнеры. Один Александр Домогаров дорогого стоит.

— Судьба всегда дарила мне прекрасных партнеров. В кино это Иннокентий Смоктуновский, Наталья Гундарева, Николай Караченцов, в театре — Георгий Тараторкин, Ольга Остроумова. А Домогаров, кстати, до Театра имени Моссовета работал в Театре Российской армии, и мы вместе играли в спектакле «Маскарад» по Лермонтову: я — Нину, а он — князя Звездича. Именно тогда мы и подружились. И вскоре опять повстречались, но уже на сцене Театра имени Моссовета. Саша — очень требовательный и надежный партнер. Недаром спектакль «Сирано де Бержерак» живет уже 12-й театральный сезон!

— Знаю, что вы видели спектакль «Сирано де Бержерак» с Сергеем Безруковым и Лизой Боярской. Интересно ваше мнение об этой постановке и актерских работах.

— Это совсем другой спектакль. На мой взгляд, это скорее шоу, нежели захватывающая история любви. Да, в этой постановке лично мне не хватило боли, трагедии. Хотя я, конечно, не могу быть стопроцентно объективна. Ведь я живу с ролью Роксаны с 1988 года — после того как сыграла ее в фильме Наума Бирмана. И очень люблю наш моссоветовский спектакль, в нем есть душа, и это главное. И на первом плане у нас — мужчина и женщина, сложная, проникновенная история их взаимоотношений.

Резюме «Труда»

Ольга Кабо, актриса

Родилась в 1968 году в Москве.

Училась на актерском факультете ВГИКа, в мастерской Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой.

Работала в Театре Российской армии (с 1994 года), в 2002 году перешла в Театр им. Моссовета.

Кабо снималась в фильмах «Сирано де Бержерак» (1989), «Королева Марго» (1996) и др.