Весь мир - реалити-шоу, а мы его участники

Реалити можно сделать из чего угодно. При этом в провинции стараются делать их так, чтобы они приносили пользу

Реалити можно сделать из всего. На крупных и не очень каналах есть проекты о беременности, воспитании детей, взрослении, флирте, свадьбах, сексе, старости. О красоте и здоровье, о путешествиях и спорте. О еде, шмотках, машинах, кошках и акулах. О миллионерах и бомжах, о полицейских и ворах. Понятно, с какой сложностью сталкиваются телевизионные креативщики, стараясь придумать что-то новое: было то, было это! Вот и тянет их на западные франшизы.

Один московский роддом предлагал услугу: за определенную плату можно было на экране в прямой трансляции наблюдать весь процесс родов своей жены (дочери, любовницы). А потом получить на руки готовую запись и делать с ней уже что угодно. Например, предъявить на ее основе претензии к медперсоналу, если он сделал что-то не так, или выложить в сети. Такое вот, мол, есть у нас реалити-шоу. Наверняка желающие посмотреть нашлись бы. А что, сериал-то «Тест на беременность» довольно откровенный, пользуется успехом даже на повторном показе. Но разгорелся скандал: в холле, где стоял монитор, всегда полно людей, не имеющих к данной конкретной роженице абсолютно никакого отношения. И, вероятно, далеко не все жаждут публичности такого просмотра. Да и медицинскую тайну вроде еще никто не отменял.

Но это, так сказать, сомнительный вариант использования возможностей жанра. В принципе же реалити-шоу может быть весьма полезным. С хорошей стороны.

И вот пример. Вся страна с неослабевающим вниманием следит за развитием отношений. Нет, не участников «Дома-2», а гораздо более интересных персонажей — козла Тимура и тигра Амура. По последним данным, рогатый отказывается есть в отсутствие своего полосатого друга. Сотрудники Приморского сафари-парка периодически публикуют кадры с парочкой, число просмотров колоссальное. Кроме того, они уже научились монетизировать успех своих подопечных: посетителям продаются магниты с изображением героев, в планах выпуск футболок, кружек и игрушек. Теперь главное Амуру объяснить, что пробуждение в нем хищнического инстинкта будет крайне нецелесообразно.

Надо сказать, в провинции цену эфиру знают гораздо лучше, чем в избалованной столице. На местных каналах там стараются придумывать форматы, способные принести пользу не только конкретному субъекту хозяйствования, но и региону в целом.

Так, в Забайкальском крае придумали проект с непроизносимым названием «#ЕдуДоЧиты». Его задача — стимулировать внутренний российский туризм и, конечно, привлечь внимание к своей малой родине. Суть проста: любой желающий должен прислать видео, где запечатлено, как он добирается до Читы. Повод для приезда может быть любым: путешествие, командировка, учеба. Так же, как и отправная точка. Хоть из Москвы приезжай, хоть из краевого райцентра. Главное, чтобы сюжет получился интересным. Все ролики выкладываются на местных ресурсах. Там же будут и сюжеты о любимой Чите. Максимальное количество просмотров определит победителя, который получит 100 тысяч рублей. Плохо ли — съездить в командировку, заработать эту немаленькую сумму, да еще и дело доброе сделать?

А вот жителей Омска с помощью реалити-шоу решили приучать к здоровому образу жизни. Тамошний проект называется просто и ясно — «Бросаем курить!». С его совершеннолетними участниками в течение двух месяцев будут заниматься персональные тренеры, психологи, диетологи. Для отучения от вредной привычки задействуют специальные методики. А понаблюдать за процессом можно будет опять-таки в социальной сети на специальной странице. Но, оказывается, это только начало масштабной кампании, придуманной общественной организацией «Трезвый Омск». В планах — борьба с алкогольной, пищевой и даже компьютерной зависимостями.

Интересную программу придумали и в телекомпании «Мир Белогорья». Она носит название «В реальном времени» и имеет целью разрушить шаблоны и представить обычные будни обычных людей как что-то героическое. Выбрав объект для исследования, съемочная группа, не выключая камер, несколько дней проводит бок о бок с представителями разных профессий и образа жизни — пожарными, учителями, фермерами, спортсменами или, скажем, с многодетными родителями. Таким образом журналисты порой оказываются там, куда обычно посторонних не пускают. По разным причинам, объективным (техника безопасности) или субъективным (неприкосновенность личного пространства). Один из авторов проекта говорит так: «Мы увидели обычные трудовые будни как маленький подвиг. Ты уже не можешь быть равнодушным к человеку, который доверил тебе свои мысли, печали, желания. И хотя бы потому, что эти люди честно делают свое дело, — они герои. На них держится мир».

А вот помощник одного из депутатов Госдумы в своем родном Югорске придумал свое собственное реалити под названием «Барак». Он поселился в доме, находящемся в аварийном состоянии, и изо дня в день, рискуя свалиться с проломившейся лестницы или быть задавленным рухнувшим потолком, снимал свой незамысловатый быт, а видео потом выкладывал. Неизвестно, была ли достигнута цель этого проекта — привлечь внимание к проблемам семей, десятилетиями живущих в домах, предназначенных к сносу, но пользователи благородный порыв правдолюба должны были оценить.

Перечень полезных реалити можно продолжать долго. Но сказать, почему таковые появляются по преимуществу в провинции, трудно. Люди там, что ли, добрее? Или в голове у них есть что-то кроме денег?