03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЮРИЙ ТЕМИРКАНОВ: ИЗ СМОЛЬНОГО НАКОНЕЦ РАЗГЛЯДЕЛИ ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 14 Января 2003г.
Благодаря музыкальному фестивалю "Площадь искусств" знаменитый дирижер Юрий Темирканов новогодние и рождественские праздники проводит теперь дома, в Петербурге. Четыре года назад он сам этот фестиваль и придумал. С единственной целью - оживить культурную жизнь северной столицы в зимнее время.

- В ХIХ и первой половине ХХ веков зима в Петербурге ассоциировалась с многочисленными концертами и балами, - говорит Юрий Хатуевич. - Сюда приезжали знаменитые музыканты из разных стран. А потом на долгие годы традиция была забыта. Мне хочется возродить ее. И потихонечку это уже получается. На первом нашем фестивале мои коллеги-музыканты, которых я по дружбе упросил приехать, выступали бесплатно: у нас не было денег на гонорары. А за прошедшие четыре года фестиваль обрел такую популярность, что уговаривать кого-то уже не приходится. И за выступления мы теперь тоже платим, пусть и немного. У "Площади искусств" появились друзья, в том числе состоятельные. Они помогают приглашать именитых исполнителей, а также организовать отдых туристским группам, приезжающим в зимний Петербург послушать великих исполнителей современности, побывать в Русском музее, Эрмитаже... Ведь наш фестиваль - не только музыка. И не только Большой и Малый залы филармонии.
- На петербургской площади Искусств, давшей имя фестивалю, помимо филармонии и Русского музея, располагаются также Театр оперы и балета имени Мусоргского, Театр музыкальной комедии, но они в фестивальной афише по-прежнему не значатся...
- Вы правы, площадь уникальная, ни в одной стране мира нет ничего подобного: на малом пространстве такие разные и вместе с тем так замечательно дополняющие друг друга коллективы!.. Но вовлечь в фестиваль удалось пока только Русский музей. А вот Театр имени Мусоргского на мое предложение об участии ответил: платите 5 тысяч долларов за аренду - и играйте что хотите. Удивительно: я ведь не для себя все это затевал! Для родных наших слушателей стараюсь, чтобы они как можно больше хороших исполнителей услышали, интересные спектакли посмотрели.
- Ратуя за нашего отечественного слушателя, вы тем не менее сами проводите за рубежом большую часть года - руководите Балтиморским симфоническим оркестром в США, являетесь главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Датского радио...
- Все, что требуется от меня как от художественного руководителя Петербургской филармонии и ее академического симфонического оркестра, я выполняю. Оркестр, например, много гастролирует. Весной ушедшего года большие гастроли были в Европе, потом в США, Японии. А решать какие-то насущные проблемы филармонии можно и находясь далеко от нее. Все же ХХ1 век на дворе! По мобильной связи меня находят в любом конце мира.
- Но согласитесь, в последние годы не все выступающие на сцене знаменитой Петербургской филармонии соответствуют ее уровню.
- Соглашусь. Но постоянно приглашать одних только знаменитых музыкантов - нереально, для этого нет средств. Те, кто приезжает, чаще всего выступают либо за мизерный гонорар, либо совсем бесплатно - из уважения к петербургскому слушателю и, извините, ко мне. Один раз приедут, второй, а третий раз уже неудобно зазывать. Как быть? Губернатор города на просьбы о финансовой помощи филармонии отвечает: а вы нам не принадлежите, вы федерального подчинения! Да, но когда мы ездим с концертами по всему миру, то представляем не Министерство культуры, а именно город. Мы даже для нашего фестиваля никак не могли добиться помощи от Смольного. Только сейчас и только потому, что "Площадь искусств" - первый фестиваль в официальной программе празднования 300-летнего юбилея Петербурга, получили наконец от администрации более или менее существенную сумму.
- Вы сами составляете программу фестиваля, определяете, кому из исполнителей и что играть?
- Не люблю слова "программа". Для меня самое страшное - загодя наметить какую-то "программу", а потом мучиться: как же ее выполнить? Главное - это потрясающие артисты, которых ты приглашаешь, с которыми работаешь. Пригласить, как в этом году, Евгения Кисина, Вадима Репина, Барбару Хендрикс, Ланг Ланга, Дмитрия Ситковецкого - вот основная идея и первостепенная задача. А что конкретно мои гости сыграют - это можно обсудить вместе с ними.
- Как складывается карьера китайского пианиста-виртуоза Ланг Ланга, которого когда-то именно вы открыли музыкальному миру?
- Помогаю ему, когда в этом есть необходимость. Мы много выступаем вместе. Записали недавно совместный диск. Ланг, несмотря на молодость, уже вполне сложившийся музыкант. Моя помощь нужна ему все меньше. Он с успехом играет по всему миру, давая более ста концертов за сезон.
- В свое время вы поставили несколько оперных спектаклей. Нет желания вернуться к этому?
- Предложения есть. Но опера -очень серьезная вещь. В Западной Европе, в США опера в последние годы стала своего рода фабрикой. Собирают вместе несколько знаменитостей, приглашают режиссеров "с именем" из кинематографа или театра, которые и специфику-то оперы представляют себе приблизительно, несколько раз прорепетируют - и все, готово. Мучают певцов, мучают зрителя... Если я и возьмусь за новую оперную постановку, то отложу все другие дела. Пока это невозможно. У меня много обязательств - перед музыкантами, артистами. Перед моим преданным филармоническим слушателем.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников