08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В ЗАКРОМАХ ГУЛЯЕТ ВЕТЕР

Неверов Александр
Опубликовано 01:01 14 Января 2004г.
Главное контрольное управление при президенте доложило результаты проверки работы Минсельхоза на "хлебном фронте", которые могут иметь серьезные последствия. Дело даже не в том, что урожай-2003 оказался намного скромнее, чем обещало аграрное ведомство. Как выяснилось, у правительства нет ресурсов, чтобы сдержать цены на зерно и в итоге - на хлебобулочные изделия.

В ГКУ пришли к выводу, что законы о зерне и поставках сельхозпродукции для государственных нужд не выполняются. Так, не определяются заранее ежегодные объемы закупок зерна в закрома Родины и гарантированный уровень закупочных цен. При этом некоторые положения законов вообще потеряли актуальность, однако Минсельхоз не представил в правительство необходимых изменений. По этим причинам проведенная в 2002 году зерновая интервенция не принесла желаемого результата, хотя именно тогда был рекордный урожай зерна (86,5 млн. тонн) и появился шанс сформировать солидный госрезерв.
На этот запас уповали сами крестьяне. Ведь тогда большой хлеб стал для них большой головной болью - цены на зерно упали. Чтобы не дать селу обанкротиться окончательно, на проведение поздней осенью зерновой интервенции в Сбербанке под гарантии Минфина был взят кредит в объеме 6 миллиардов рублей. В итоге потратили 4,9 миллиарда, договоров заключили на поставки 2,8 миллиона тонн пшеницы и ржи, однако реально в закромах Родины оказалось всего 1,6 миллиона тонн.
Почему так случилось? Как пояснили корреспонденту "Труда" в Главном контрольном управлении, по действующим правилам Минсельхоз обязан ежегодно до 1 июня определять предельные уровни закупочных цен на зерно, однако в 2002 году аграрное ведомство сделало это только в октябре, за месяц до торгов. В итоге село отдало зерно посредникам гораздо раньше и по явно заниженным ценам. Например, тонна продовольственной пшеницы 3-го класса не стоила тогда и 2000 рублей. Как следствие, в урожайный год прибыль АПК упала в три с половиной раза.
Теперь ситуация с урожаем и ценами обратная. По данным ГКУ, собрано 69 миллионов тонн зерна, цены на внутрироссийском рынке растут как на дрожжах: тонна пшеницы 3-го класса сейчас стоит 5550 рублей. Катастрофически подорожали мука и хлеб. А Минсельхоз даже в этой ситуации не смог вовремя договориться с ведомствами о правилах и параметрах товарных интервенций в 2004 году - на какие деньги вести закупки в госфонд, по каким ценам? Из-за этого в наступившем году зерновых интервенций может вообще не быть.
Как подчеркивают в КГУ, Минсельхоз постоянно опаздывает с принятием важнейших решений. По данным президентских контролеров, за 9 месяцев прошлого года Россия экспортировала 7 миллионов тонн зерна. И только в начале зимы, столкнувшись с его дефицитом, правительство приняло явно запоздалое решение ограничить экспорт.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Сергей ОПЕНЫШЕВ, зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике:
- Я "на все сто" согласен с выводами Главного контрольного управления при президенте. Кстати, Счетная палата тоже проводила аналогичную проверку, касающуюся закупок зерна в госфонд в 2002 году, и пришла к тем же выводам. Ответственный за эту работу и за состояние АПК Минсельхоз, увы, своих функций не выполняет. Основная его задача - не оптимистичные прогнозы о рекордных намолотах, дабы начальство порадовать, а определение закупочной цены на зерно в срок не позднее 1 июня. Это и есть стратегия. А что получилось в ходе предыдущей госинтервенции? Из 6 миллиардов рублей, которые под гарантии государства получило Агентство по регулированию продовольственного рынка при Минсельхозе, было потрачено почти 5 миллиардов. Зерна в госфонде оказалось на копейку, бюджет понес урон. По действующим правилам к торгам должны были допускаться сельхозпроизводители, а на самом деле из 287 их участников посредников насчитывалось свыше 70 процентов. В Минсельхозе лучше, чем где бы то ни было, знали об этом. Именно с попустительства министерства процесс госзакупок принял характер неуправляемого. Отсюда и махинации. В чьих карманах осели деньги? В карманах трейдеров. Государство долг по тому кредиту благополучно списало. Виноватых нет.
Думаю, что в ходе таких проверок, которую провело ГКУ, надо обращать внимание еще и на пресловутый человеческий фактор. В последнее время команды (в том числе министерские) формируются по признаку "свой-чужой". Минсельхозу же нужны профессионалы, в противном случае государство и в будущем будет оставаться в проигрыше.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...
Президент Владимир Путин назначил на должность заместителя руководителя президентской администрации начальника Главного контрольного управления (ГКУ) Валерия Назарова и подписал соответствующий указ. Он выпускник Ленинградского электротехнического института связи. Занимал посты председателя комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, вице-губернатора северной столицы, был членом коллегии Минимущества РФ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников