09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРАВИТЕЛЬСТВО. ТОЧКА. RU

Сиснёв Виссарион
Опубликовано 01:01 14 Января 2004г.
В марте 2004-го в Интернете планируется открыть большой российский правительственный портал (не путать с действующим правительственным сайтом), через который любой желающий сможет войти в базу данных кабинета министров и других федеральных органов исполнительной власти. Несколько месяцев портал будет функционировать в экспериментальном, тестовом режиме, а затем, после доводки с учетом замечаний пользователей, - в штатном формате. Это станет еще одним шагом к созданию в России "электронного правительства", проще говоря, системы электронного управления, которая может серьезно сказаться на жизни граждан, облегчив их взаимодействие с органами власти.

Идея "электронного правительства" появилась в США еще в начале 90-х. Ее внедрением занимаются десятки государств. Теперь в этот пул войдет и наша страна, принявшая в 2002 году федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 гг.)". Об использовании новых технологий в сфере государственного управления мы беседуем с заместителем руководителя департамента правительственной информации аппарата кабинета министров РФ Андреем КОШКИНЫМ.
- Андрей Николаевич, в США на развитие правительственного портала ассигнованы дополнительно миллионы долларов. В официальном заявлении сказано: "Вся система управления станет более прозрачной; граждане смогут наконец пробиться сквозь бюрократические заслоны, свободно получать необходимую информацию и вести дела. Процесс управления будет доступен не только кучке лидеров, сидящих в Вашингтоне, но и всем добропорядочным гражданам". Тем не менее ряд специалистов считает, что подобные ожидания непомерно завышены, а "весь шум - просто дань моде, в выгоде окажутся лишь производители компьютерной техники и программных продуктов". Кто, по-вашему, прав?
- Будущее, конечно же, за новыми информационными технологиями и в системе государственной власти. В тех же Штатах, по данным Федерального ревизионного управления, программа "электронного правительства" позволила сэкономить за два года 1,2 миллиарда долларов бюджетных средств. Эффективность новых подходов в сфере взаимодействия граждан и государства подтверждена и в Канаде, Великобритании, Сингапуре, Германии, Австралии, Франции, Дании, Ирландии, Финляндии... Если подсчитать, сколько времени люди тратят в "присутственных местах", в том числе для получения справок и других документов, сколько часов и даже дней уходит на поиск необходимой информации, касающейся законодательных актов, всевозможных ведомственных или муниципальных инструкций, распоряжений, правил, то окажется, что немалая часть жизни теряется безвозвратно. Система современного электронного управления и взаимодействия не только с населением, но и с бизнесом должна избавить граждан от многих мучительных бюрократических процедур.
В ряде стран, например, можно, не выходя из своего дома, отправлять налоговые и коммунальные платежи, оформлять разрешения, лицензии, регистрировать фирму, подавать заявление на социальные льготы, обращаться за различными видами финансовой помощи. Или в считанные минуты получать исчерпывающую информацию по любым вопросам здравоохранения, образования, налогообложения, трудоустройства, социального обеспечения, организации бизнеса... Информационные технологии все шире входят в повседневную жизнь. Через Интернет можно отправить и заявление о предстоящем вступлении в брак или жалобу в полицию на соседей, нарушающих ночью тишину. Разумеется, граждане имеют возможность непосредственно принимать участие и в обсуждении государственных дел, например, сообщать напрямую должностным лицам или парламентариям свое мнение по законопроектам или уже принятым нормативным актам, предлагать собственные варианты документов, знакомиться с тем, как идет подготовка важных решений. Словом, "электронное правительство" может привести к своего рода революции в системе гос-управления. Ибо одна из главных задач современного государства: не командовать гражданами, а предоставлять им услуги - высокого качества и своевременно. Электроника, компьютерные технологии позволяют решать эту задачу.
- Какие же услуги получат в результате россияне? Смогут ли они через электронную систему управления, например, платить налоги, получать разрешение на строительство летнего дома за городом, направлять заявление в милицию?..
- Со временем все это станет возможным. Но на первом этапе портал предназначается для оказания населению, бизнесу главным образом информационных услуг. Это будет уникальная по масштабам (для нашей страны) информационная система, которая аккумулирует подробнейшие сведения о деятельности кабинета министров, федеральных и региональных органов исполнительной власти. Предусматриваются различные виды интерактивного взаимодействия с гражданами.
Чтобы было понятнее, перечислю несколько разделов нового портала. "Новости социальной поддержки граждан" - здесь мы планируем, в частности, размещать информационные материалы, позволяющие пользователям без волокиты заняться трудоустройством, в полной мере осуществлять свои права на жилье, получать исчерпывающие ответы по многим жизненно важным вопросам. Это лишь одна из многих "страниц", входящих в модуль "Государственные услуги", который, уверен, будет пользоваться большой популярностью.
Еще один модуль - "Правительство Российской Федерации" - включает не только самые свежие постановления и решения кабинета, но и все несекретные документы, принятые за последние десять с лишним лет, а также огромный массив аналогичных материалов министерств и ведомств.
Третий модуль - "Социально-экономическое развитие России". Представлены подробные документы, в частности, о бюджетной политике и межбюджетных отношениях, динамике реальных доходов граждан, прожиточном минимуме, задолженности по зарплате... Вообще, здесь сосредоточится актуальная информация о том, что делают федеральные министерства и ведомства по решению ключевых задач социального и экономического развития страны. Граждане смогут объективнее судить, насколько эффективно действует правительство. В известной степени расширятся возможности для общественного контроля за исполнительной властью в стране.
- Идея "электронного правительства" кажется многообещающей, если бы не одна закавыка: у нас очень мало граждан имеют компьютеры. Не останется ли программа для большинства лишь красивым прожектом?
- Нет, не останется. Уже сегодня, по данным Министерства по связи и информатизации, около 40 процентов населения России имеют доступ в Интернет. Правда, дома компьютеры действительно есть только у 11 процентов граждан. Это пока серьезное препятствие для полномасштабной реализации федеральной программы "Электронная Россия". Но положение быстро меняется. Сейчас Минсвязи работает над специальным проектом, осуществление которого позволит снизить цену компьютеров, причем продавать аппараты планируется в кредит, а первоначальный взнос должен быть равен нулю. Это даст возможность осуществить мечту многим миллионам россиян, которые, как показали опросы, хотят, но не могут приобрести компьютеры.
Параллельно в более чем 3 тысячах почтовых отделений уже открыты пункты коллективного доступа к Интернету. Финансирование - за счет средств программы "Электронная Россия". К 2010 году свыше половины почтовых отделений страны будет оборудовано такими пунктами. Они особенно нужны в малых городах, сельских населенных пунктах. На мой взгляд, доступ к правительственному порталу должен быть здесь бесплатным. Таким образом, почти 90 процентов россиян через несколько лет будет иметь реальную возможность общаться с "электронным правительством", получать информацию, высказывать мнение, контролировать деятельность властей на федеральном, региональном, а в перспективе, - и местном уровнях.
Конечно, никто не собирается отменять традиционные формы взаимодействия с государственными органами - чиновники будут, как и сегодня, вести прием посетителей, отвечать на их письма, жалобы, запросы. И каждый житель страны будет сам решать, записываться ему на прием или воспользоваться электронной системой. Но не сомневаюсь, что новые технологии достаточно быстро станут популярны. Уже сейчас действующим сайтом федерального правительства в Интернете ежемесячно пользуется более 100 тысяч человек. За год россияне скачивают почти 100 тысяч гигабайт информации, что эквивалентно 7 миллионам печатных страниц. Нетрудно подсчитать, сколько потребовалось бы денег, если бы все это отправлять по факсу. А еще надо прибавить затраты рабочего времени, другие расходы... Так что уже сейчас экономятся внушительные суммы. А завтра без "электронного правительства" вообще невозможно будет обойтись.
Ежегодно федеральные органы исполнительной власти получают свыше 300 тысяч писем. Это очень серьезная нагрузка на госаппарат. Причем около половины ответов - так называемые "разъясняющие письма". Перевод хотя бы части этого информационного потока в электронно-автоматизированный режим позволит госорганам в большей степени сосредоточиться на вопросах, требующих не разъяснения, а вмешательства власти, принятия решений.
Сейчас более 80 российских регионов и свыше 50 государственных федеральных структур имеют в Интернете свои сайты, которые совершенствуются. Это путь к созданию единой общенациональной информационной системы "электронного правительства". Без этого государственный аппарат не сможет эффективно функционировать в XXI веке.
Беседу вел


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников