ЧЕМ ПАХНЕТ БЮРОКРАТИЯ

К юго-востоку от столицы, недалеко от поселка Некрасовка, раскинулось поле, покрытое глинистой массой. Это хранилище отходов городской канализации или, говоря по-научному, активных илов.

В теплое время года, занимаясь прополкой огородов, местные жители вынуждены вдыхать "ароматы" перегнивших нечистот. Ежедневно столица сбрасывает до 5 млн. кубометров продуктов канализации. После подсушки на открытом воздухе осадки сточных вод можно использовать для сельскохозяйственных нужд - в качестве органического удобрения. Однако такое полезное применение пока находится лишь для сотой доли биомассы.
Все сточные воды мегаполиса стекаются на станции аэрации, которых в городе три. Там их очищают, после чего стоки сбрасывают в водоемы, а полученный осадок сваливают на городских окраинах. Так и образуются поля активных илов, подобные некрасовскому. Эти органические соединения получили свое название благодаря характерному свойству - активно взаимодействовать с окружающей средой. Илы от канализации, выпущенные на волю, выделяют ядовитые газы, кроме того, они - благодатная среда для размножения микробов и вирусов.
Сегодня юго-восток столицы стал одной из самых перспективных для жилищного строительства зон. Возможно, вскоре на месте иловых полей будут возведены новые кварталы. Ведь ни для кого не секрет, что мегаполис часто прирастает свалками. Как только жилые массивы подбираются к отхожим местам, полигоны засыпают грунтом и начинают строительство. На бывших иловых и мусорных площадках расположены столичные районы Марьино, Братеево, Бусиново.
Захороненные под жилыми домами отходы часто напоминают о своем существовании через несколько лет после новоселья. В нескольких районах илы настолько активно разлагались под фундаментом, что зловонные газы добрались до квартир москвичей. Жители Марьина вспоминают, что не успели они обставить новые квартиры, как их стал беспокоить неприятный запах из подвалов. Неудобство оказалось не временным и не безобидным: запах никак не выветривался, а становился резче, жильцов мучили головные боли. Коммунальным службам пришлось в срочном порядке сооружать специальные газоотводы: с тех пор продукты гниения выбрасываются в атмосферу.
Проблема агрессивного воздействия канализационных отходов характерна для мегаполисов. Не случайно, что именно московские экологи разработали несколько проектов избавления от общегородских "консервантов вирусов". Авторы одного из них предлагают перерабатывать канализационные стоки, используя безотходные технологии.
- Осадки сточных вод - ценное сырье для производства строительных материалов, - говорит председатель общественной организации "Российский экологический центр" Валерий ПЕТРОВ.
Десять лет назад группа ученых начала изучение проблемы переработки продуктов городской канализации.
- Наши исследования доказывают, что из активного ила можно получить минеральные добавки для производства асфальтопокрытия, бетонов, керамзита, кирпича, портландцемента, шлакоблоков, - объясняет руководитель программы Рамиль БУЛАТОВ. - Проект выгоден не только экологически, но и экономически. Чтобы получить традиционные минеральные добавки - мрамор и песок - приходится тратиться на разработку месторождений, добычу и транспортировку сырья. А установки по производству мелкой фракции из илов не требуют больших затрат. Нет даже необходимости в создании отдельного предприятия. Достаточно снабдить действующие станции аэрации и комбинаты строительных материалов новыми установками.
Для производства стройматериалов можно использовать либо высушенный канализационный осадок, либо золу после его сжигания. Такой метод переработки позволит экономить на сырье и на энергоресурсах. Продукты переработки активного ила (в отличие от сырья, из которого они изготовлены) не токсичны и отвечают всем санитарным нормам. Осадки коммунальных очистных сооружений давно используют в промышленности США, Германии, Испании, Японии.
Московский проект завис на стадии лабораторных исследований. Несколько лет ученые стучатся в двери различных инстанций и везде получают "добро", но только формальное. Проектом заинтересовались Министерство природных ресурсов России, Госстрой, Мосводоканал, Комплекс архитектуры, строительства и реконструкции столицы, Всероссийское общество охраны природы.
- Мы получаем только письменные уверения в поддержке, - с огорчением констатирует Р. Булатов. - Пора предпринять практические шаги. Ведь поля канализационных отходов - это мина замедленного действия. В то же время при минимальных вложениях можно избавить город от этих отходов. Отпадет необходимость возить минеральные добавки за тысячу километров, откуда-нибудь с Урала, как это зачастую происходит. Мы все еще надеемся на поддержку городских и федеральных властей.
К слову, теперь развитие новых технологий в мегаполисах Евросоюза подстегивают штрафы за захоронение осадков канализации. В последние годы Европарламент принял документы, которые в связи с экологической опасностью ограничивают захоронение отходов с органической составляющей на полигонах. Однако ни один европейский город не сравнится по количеству опасных отходов с Россией. Вокруг отечественных мегаполисов уже накоплены миллионы тонн канализационных илов. Если не предпринять меры, то крупные российские города могут захлебнуться в собственных нечистотах.