11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЯДЕРНЫЙ СЛЕД

Данилкин Александр
Опубликовано 01:01 14 Января 2004г.
Одно из самых таинственных и трагических событий в истории отечественного военного флота - подрыв и гибель в середине 50-х годов в Севастопольской гавани линейного корабля "Новороссийск" (в катастрофе тогда погибло более 600 моряков) - остается до конца не раскрытым. А подвиг моряков, честно и до конца выполнивших свой воинский долг, самоотверженно борясь за спасение корабля, до сих пор по достоинству не оценен.

Как "Чезаре" стал "Новороссийском". Недавно автору удалось получить достоверные сведения о том, почему старый итальянский линкор "Джулио Чезаре" стал боевой единицей Черноморского флота под названием "Новороссийск". Дело в том, что еще накануне первых испытаний советской атомной бомбы (ее взрыв был осуществлен в августе 1949 года) в военном руководстве СССР уже прорабатывался вопрос о возможности применения атомных зарядов в снарядах крупнокалиберной артиллерии. Тогда наиболее мощными пушками, способными стрелять полутонными снарядами, были оснащены линейные корабли. В 1949 году в составе ВМФ СССР их было три: два на Балтийском флоте и один (линкор "Севастополь") - на Черноморском флоте. Но их орудия главного калибра 305 мм, да и сами эти линкоры оказались далеки от совершенства. "Джулио Чезаре", хотя и был одного года постройки с этими кораблями, перед второй мировой войной прошел две коренные модернизации. Его 320-мм пушки могли стрелять на дальность до 32 км снарядами весом до 525 кг. Их габариты оптимально подходили для размещения тактических атомных взрывных устройств. Поэтому корабль и был взят у итальянцев в счет послевоенных репараций, ибо он более других подходил к роли морского носителя атомного оружия. Дивизион главного калибра без лишней огласки готовили к этой роли. Одновременно на военных заводах СССР приступили к изготовлению новых отечественных боеприпасов к артиллерийским орудиям линкора.
К осени 1955 года подготовили полный боекомплект (1000 снарядов и 4000 пороховых зарядов). Но как только "Новороссийск" стал представлять для стран НАТО серьезнейшую угрозу, он был взорван...
Засекреченная катастрофа. Напомню: трагедия разыгралась в ночь на 29 октября 1955 года в гавани Севастополя. На флагманском корабле эскадры - линкоре "Новороссийск" в час ночи прогремел мощный взрыв. А через 2 часа 45 минут корабль после безуспешной борьбы за его живучесть опрокинулся вверх килем и вскоре затонул. Погибли 600 матросов, старшин и офицеров "Новороссийска", а также часть моряков, прибывших к ним на помощь. Около 200 человек было ранено и покалечено.
В задраенных помещениях корабля (на линкоре была объявлена боевая тревога) осталось до 400 моряков, в основном из "нижней команды". Они находились на своих боевых постах и пытались задержать поступление забортной воды из огромной, в 170 кв. м, подводной пробоины, образовавшейся после взрыва. Моряки, попавшие в "воздушные мешки", продолжали бороться за жизнь более двух суток и приняли мучительную смерть. Спасти удалось лишь девятерых...
Катастрофа стала широко известна общественности лишь в 1988 году. И тем не менее туман тайны продолжает окутывать некоторые обстоятельства. В том числе и действительную причину взрыва.
За мужество и отвагу, проявленные в борьбе за спасение линкора, более 700 человек (все погибшие, установленные на тот момент, и 117 моряков из числа спасшихся и отличившихся в спасательных работах) командованием Черноморского флота были официально представлены 17-18 ноября 1955 года к государственным наградам.
Но награждение не состоялось. Дело в том, что назначенный главкомом ВМФ вместо снятого с должности после гибели "Новороссийска" адмирала флота Николая Кузнецова адмирал Сергей Горшков "посчитал невозможным выходить с таким предложением" перед военными и партийными верхами СССР. И все 719 сразу засекреченных (!) наградных листов были направлены в Центральный военно-морской архив, где пролежали более 40 лет!..
Лишь в конце 1995 года после вмешательства прокуратуры "обнаружили" наградные листы на "новороссийцев".
Восторжествует ли справедливость? Три года, до 1998-го, продолжалась неспешная работа кадровиков военно-морского ведомства по переоформлению старых наградных листов на новые - с учетом нынешних российских орденов и медалей. Основным "тормозом" стало отсутствие адресов многих представленных к награждению лиц и их родных. Тем не менее многолетние усилия ветеранов линкора "Новороссийск" по восстановлению справедливости в отношении массового подвига черноморских моряков и помощь Евгения Примакова, который был тогда председателем правительства РФ, все же привели к тому, что 5 июля 1999 года президентом России Борисом Ельциным был подписан указ N 871. Согласно документу 716 моряков-"новороссийцев" удостоены орденом Мужества, из них более 600 - посмертно.
Вот только за 4 года, прошедшие со дня выхода указа N 871, ордена вручены лишь малой части награжденных или их родным. К тому же документ в отделе наград администрации президента РФ получил гриф "Для служебного пользования". Так что многие наши сограждане (не говоря уж о гражданах стран СНГ) не знают о выходе этого указа.
Мало того. В указ не попало более 50 погибших моряков. Вот список некоторых из них, выявленных автором еще в процессе подготовки указа: старший матрос Алексеев И.П., матросы Будгарс В.М., Булгаков Н.М., Воловцев И.Я., Даунис В.А., Жамудинов И.К., Зиновейкин А.В., Зиновенко М.М., Лагутин В.С., Осадчук А.З., Помогайбин В.Н., Рудаков В.А., Рукас С.Б., Савенко Н.И., Усатов В.С., Гниденко А.В., Долбенко Г.И., Котович В.Г. и Мотарев В.Ф.
Достоин, на мой взгляд, посмертной государственной награды и помощник командира линкора капитан 2 ранга Зосим Григорьевич Сербулов, остававшийся в ночь катастрофы за командира корабля, сошедшего на берег. Ему обязаны жизнью десятки моряков. Они были спасены благодаря тем мерам, которые он предпринимал вопреки адмиралам, бездарно руководившим спасательными работами.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников