С РЕФОРМАМИ ПОТОРОПИЛИСЬ

В среду спикер Госдумы РФ Борис Грызлов заявил, что депутаты обратились к правительству с просьбой проконтролировать ход выполнения закона о льготных выплатах.

На такой шаг думцы пошли после волны митингов протеста, которая прокатилась по стране в эти дни. Их участники, в основном пенсионеры, требовали вернуть часть натуральных льгот, в первую очередь - бесплатный проезд. Позиция парламентариев доказывает: вряд ли можно списать эту "льготную революцию" исключительно на происки недружественных правительству сил, как утверждает министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. По сути, пенсионеров спровоцировали сами чиновники, которые на скорую руку поставили рискованный эксперимент на миллионах людей. Нужна ли была реформа в нынешнем виде? С этим вопросом мы обратились к академику РАН Дмитрию ЛЬВОВУ.
- Идея замены льгот денежными компенсациями, может, по сути и правильная, но непродуманная и несвоевременная, - говорит академик Львов. - Посмотрите, что происходит вокруг. Цены на товары, энергоносители, услуги устремились к мировым. А цены на трудовые ресурсы остались на прежнем, советском уровне. Против этих нищенских зарплат и пенсий государство выставляет "мировые" расценки на ЖКХ, электричество, продукты питания. В такой ситуации всерьез обсуждается, будто несколько сотен рублей компенсации способны улучшить положение пенсионера. Это вызывает по меньшей мере удивление.
А ведь план первоочередных действий очевиден. Проблема N 1 - это реформа доходов населения. В первую очередь нужно решить вопрос об увеличении заработной платы в 2 - 3 раза. По этому пути в свое время прошли многие западные страны. В середине прошлого века - Германия, сразу после войны - Япония. И сегодня мы можем видеть, к чему это (наряду с другими мерами) привело. Пособие по бедности в Германии в 6 раз выше, чем нынешняя зарплата бюджетников в России.
Если уж мы говорим о мировых ценах, то стоит вспомнить, что еще в середине 80-х ООН рекомендовала не устанавливать размер заработной платы ниже 3 долларов в час. Сегодня этот показатель в России равен 1,7 доллара в час. Сравните его с западными странами: в США - 16,4, в Германии - 22,7, в Канаде - 17,1. Даже в Мексике рабочим не платят меньше 4,5 доллара в час.
Нам говорят, что резко повысить зарплату невозможно: дескать, у нас крайне низкая производительность труда. Но это неправда. Наш работник на 1 доллар заработной платы создает в 3 раза больше внутреннего валового продукта, чем американец. При этом складывается парадоксальная ситуация. Две трети доходов нашей страны - от природных ресурсов, которые не зависят от человеческого труда. Но 70 процентов всех налогов, которые поступают в казну, - налоги с зарплаты россиян. Это подоходный налог, единый социальный налог, выплачиваемый из фонда заработной платы, налог на добавленную стоимость, закладываемый в цену товара. Словом, большая часть податей собирается с нищих людей. Это, согласитесь, ненормальная ситуация.
Вместо монетизации (в том виде, как она сейчас проходит) было бы полезнее провести налоговую реформу: освободить от налогов людей с доходом ниже прожиточного минимума, ввести вместо "плоской" шкалы подоходного налога прогрессивную, установить нормальный налог на имущество, который сейчас составляет 0,006 процента от стоимости жилья. Словом, заставить платить богатых. С бедным населением никакие реформы не пойдут. И пусть теперь министр Зурабов смотрит, как пенсионеры перекрывают улицы. Может быть, это зрелище поможет ему, наконец, понять простые экономические истины.
СЮРПРИЗ НЕ ИЗ ПРИЯТНЫХ
Вот наглядный пример того, как небрежно власть относится к своим обещаниям, данным льготникам. И что в действительности провоцирует людей на "ответные меры".
Ветеранам труда и труженикам тыла в Саратовской области не успели перед Новым годом выплатить компенсацию за транспортные расходы. Но, уходя на новогодние каникулы, областной министр социального развития Алексей Левин великодушно пообещал, что льготники смогут на праздники ездить на общественном транспорте по своим удостоверениям. Об этом подарке сообщили многие саратовские СМИ. Некоторые пенсионеры даже побежали сдавать уже купленные проездные билеты: зачем платить, если пока можно, как и раньше, ездить бесплатно.
Но 1 января саратовцев ждал неприятный сюрприз. В трамваях и троллейбусах кондукторы стали требовать, чтобы пенсионеры оплачивали проезд. Поэтому для многих саратовцев новогодние поездки к друзьям и знакомым обернулись скандалами с кондукторами, которые высаживали безбилетников.
Как теперь объясняет министр транспорта областного правительства Алексей Геймур, разговор о продлении льготного проезда для ветеранов состоялся на совещании с руководителями транспортных предприятий. Никто против этого не возражал, и действия руководства крупнейшего в области перевозчика - "Саратовгорэлектротранса" - стали якобы полной неожиданностью для чиновников. А вот присутствовавший на том же совещании начальник городского комитета по транспорту Сергей Голубь, непосредственный руководитель "Саратовгорэлектротранса", утверждает: никакого соглашения о продлении бесплатного проезда достигнуто не было. Причем заявили об этом оба уважаемых чиновника на одной пресс-конференции, сидя рядом за одним столом.
Кстати, после каникул средства для выплат компенсаций региональным льготникам, которые не могли отыскать перед Новым годом, немедленно нашлись. За два дня в бюджеты муниципальных образований было перечислено 58 миллионов рублей. Как уверяют в областном правительстве, через неделю они дойдут до конкретных людей. А вот извиниться перед пенсионерами за чиновничью "утку" никто и не подумал.
Андрей КУЛИКОВ, соб. корр. "Труда". Саратов.