На днях в Центре оперного пения Галины Вишневской состоится премьера "Риголетто". Событие само по себе отрадное, как отрадна и творческая активность центра: он существует всего несколько лет, но здесь уже поставлены "Фауст", "Царская невеста" и другие шедевры мировой оперы.
Другое дело - как поставлены. Во всяком случае то, что довелось увидеть нынче на генеральной репетиции (журналистов почему-то позвали на нее, а не на саму премьеру), довольно сыро. Начать с режиссуры. Иван Поповски - македонец, ставший в последние годы одним из законодателей моды на российской драматической сцене, - мягко говоря, не подтвердил своего реноме, взявшись за оперу. Спектаклю недостает единства: большинство сцен играется "без затей", некоторые же - в условной кукольно-фарсовой манере. Ну да, можно вычислить, что таким образом постановщик хотел сказать: Риголетто, Джильда - живые люди, а герцогские холуи - не более чем марионетки. Это, впрочем, ясно и так, стоило ли режиссеру изобретать велосипед?
Поют по-разному. Хороши, и даже очень, Татьяна Метлина (Джильда), Алексей Тихомиров (Монтероне), Агунда Кулаева (Маддалена). Что до Юрия Баранова (Риголетто), то он сорвал настоящую и вполне заслуженную овацию. Но вызвал недоумение исполнитель роли Герцога Павел Паремузов. Конечно, молодой человек пригож собою, если б к этому достоинству еще и красивый тенор... И очень много нареканий в адрес оркестра. Я понимаю, зарплата у музыкантов небольшая, да и дирижер Владимир Понькин в тот вечер лишь во второй раз проходил с ними партитуру. Но музыка-то Верди у всех на слуху, и уж, во всяком случае, в Песенке Герцога можно было играть (и петь) почище.
Конечно, на премьере что-то будет смотреться и слушаться по-другому. От души надеюсь - станет лучше, иначе ведь не стоило и затевать столь сложную и ответственную работу, про которую сама Галина Вишневская сказала: это для нас как восклицательный знак, за которым многоточие...