ОТКУДА БЕРУТСЯ КОРОЛИ

Владимир Крамник, отстояв недавно титул чемпиона мира по классическим шахматам в матче с венгром Петером Леко, готовится к самому, пожалуй, напряженному поединку в своей карьере. Претендентов на право встретиться с ним в решающем "бою" двое - юный узбек Рустам Касамджанов и легендарный Гарри Каспаров.

Но это случится через несколько месяцев. И, может, до того Владимир найдет время, чтобы заглянуть в родной Туапсе, где вырос, постиг азы популярнейшей игры. Где живут его отец Борис Петрович, мама Ирина Федоровна, старший брат Евгений. Где его любят и помнят. И рассказывают о вещах, проливающих свет на природу его чемпионского таланта.
Вспоминает директор школы N 6 Тамара Борисовна ЧЕРКАСОВА:
- Володю помню уникальным мальчишкой - рассудительный, спокойный, с недетской основательностью. Всегда оставался при своем мнении. Помню, был у нас преподаватель по начальной военной подготовке Сергей Сапожников. Встал он однажды на педсовете и заявил: "Крамник не бывает на моих занятиях. Не поставлю я ему выше тройки!" А другие педагоги встали на защиту: "Вы понимаете, что это за ребенок? Сегодня он защищает честь города, края, а завтра будет защищать честь страны!" Не отстояли. У Вовы еще незачет по физкультуре оставался. Мы его все-таки на "серебро" вывели, но стоило нам это многого. Даже в Москву писали. Но Володя заслуживал "золото". И, если он прочитает "Труд", хочу сказать: Вова, прости нас. Меня лично...
- Он не обижался, - вступает в разговор мама чемпиона мира Ирина Федоровна КРАМНИК. - Сын всегда был уверен в себе, в своей правоте. А вообще-то от всего, что не касается непосредственно шахмат, он легко отстранялся. Никакие конфликты его никогда не волновали. Он не забивал ими голову. С юного возраста, с раннего детства так повелось - видит, что люди его не хотят понимать - он и доказывать не станет. Лучше отойдет в сторонку.
- Вова в школе был воплощением скромности, - продолжает директор. - Без всякой натяжки. На уроках - сама собранность, предельная концентрация на предмете! Но - никакой инициативы. Поднять руку? Зачем? Вот спросят - отвечу...
- Память у сына просто феноменальная, - снова включается в разговор Ирина Федоровна Крамник. - Читать начал лет с пяти. Хорошим примером стал его старший брат Женя. Тот начал читать, а маленькому интересно. Сам, без посторонней помощи выучил азбуку! Женя с отцом сели за шахматы - Вова смотрел-смотрел, да и почти тотчас стал у них выигрывать. В пять уже играл на первенстве города. Ему специальный стульчик-чемоданчик сделали, иначе он просто до шахмат не дотягивался. С учебой проблем никогда не возникало. Стоило раз взглянуть на текст - и он его почти "фотографировал". Английский язык выучил между прочим. "Войну и мир" захотел - и осилил за два с не большим дня. Уроки готовил быстро. Как бы избавлялся от них во имя главной цели - скорее бы сесть за шахматную доску. Он, кажется, даже с миниатюрной, походной и в туалете решал задачи...
- Ирина Федоровна, нет ли у вас ощущения, что Володя, если бы не стал выдающимся шахматистом, то ...
- Стал бы большим музыкантом. Я сама музыкант, сразу определила. Помню, Женя сел за пианино - Вова смотрит. Сел и с ходу заиграл. Но папа, зная, как сын играет в шахматы, а именно он рассмотрел его раннее дарование, сказал мне: "Не трогай! У него есть серьезное дело, оставь его. На все его не хватит".
- Гены?
- У нас в первую очередь по мужской линии все мужчины умные. Хотя мой дед вроде всего лишь закройщиком был, но сколько же людей его знало, без всяких лекал шил! Творчество - оно везде творчество.
...В семье Крамников растет племянник чемпиона мира. Зовут его... Правильно, четвероклассник Вова Крамник-2. Он тоже любит шахматы. И они отвечают ему тем же.