Нет работы — иди парикмахером

Бюджетные салоны красоты — возможность заработать для терпеливых людей

Количество недорогих салонов красоты растет. Экономкласс, семейные или бюджетные — они предлагают клиентам широкий выбор услуг по ценам, о которых в Москве давно забыли. Работа там может стать хорошим вариантом для молодых людей — долгого обучения не требуется.

Работа парикмахера раньше подразумевала длительное обучение и вряд ли привлекала людей, которые не хотели связать свою жизнь хотя бы на год с этой профессией. Ситуация изменилась, когда стали распространяться так называемые парикмахерские экономкласса.

Здесь обслуживание попроще, зарплаты поменьше, но и требования к кандидатам пониже. Научиться ремеслу можно за несколько недель, а зарплата доходит до 30 тысяч рублей в месяц. Для людей, готовых смириться с физически непростыми условиями труда, это будет хорошим местом работы.

Мастер за месяц

Устроиться в салон красоты экономкласса совсем без навыков оказалось непросто. Для мастера не хватает квалификации, функции администратора обычно выполняет кто-то из парикмахеров или управляющий. На попытку устроиться уборщицей ответили: «Девушка, зачем вам это? Вы же молоденькая, через месяц уйдете, нам это не нужно». Зато рассказали, кого принимают на работу.

Текучка кадров здесь встречается редко. Во многих салонах работают целыми семьями, особенно приезжие. Новичков обычно берут по совету уже проверенных мастеров, которые приводят за собой постоянных клиентов. Но и у выпускников специализированных курсов и колледжей есть шансы. Любой мастер должен уметь общаться с клиентами.

«Год назад мы приняли в мужской зал мальчика, только окончившего колледж. Стриг он хорошо, но от клиентов и сотрудников на него были жалобы», — рассказывает управляющая салоном красоты недалеко от метро «Электрозаводская» Ольга Самойлова. Последней каплей стал скандал, в финале которого юноша облил посетительницу краской. Его тут же уволили.

«Парикмахерам без опыта сложно найти работу, поэтому многие начинают в салонах красоты экономкласса», — рассказывает руководитель учебного центра Академии современного управления Наима Халимова. Чтобы стать мастером, можно окончить курсы, на которых вас не только обучат профессии, но и подскажут, как вести себя с недовольными клиентами и исправлять собственные ошибки. Обучение длится от месяца до полугода и стоит от 15 тысяч рублей, что окупается уже за первый месяц работы. На курсы может прийти любой желающий. Обучают на людях, которые хотят получить бесплатную стрижку, маникюр или массаж, рядом с каждым учеником стоит опытный мастер. После окончания обещают обязательное трудоустройство, выдают сертификат.

Для того чтобы стать косметологом, курсов недостаточно — необходимо еще и медицинское образование. Без него работать небезопасно. «Непрофессиональным взглядом вы не отличите прыщ от подкожного клеща, который удаляется особым способом. Если не соблюдать правила, вы можете заразиться сами и заразить следующих своих клиентов», — рассказывает косметолог салона «Мама, папа, я» Марина Дядькова.

Весь день на ногах

Помимо сложных клиентов придется привыкнуть к большому количеству работы. Стабильный график — два через два, но многие в свои выходные работают в других салонах. Поток клиентов зависит от популярности места, квалификации мастера, но в среднем составляет два клиента на мастера в час. Большую часть дня парикмахеры проводят на ногах, так что перед тем, как выбрать эту профессию, стоит подумать о противопоказаниях.

На первых порах мастер получает около 15 тысяч плюс процент от выручки. Со временем появляются постоянные клиенты, поток увеличивается, растут чаевые. Средняя зарплата сотрудника салона экономкласса — 25–30 тысяч рублей.

Отношения между сотрудниками обычно доброжелательные, но бывает, что мастера переманивают друг у друга клиентов, рассказывая им, «как должны проводиться процедуры».

«Моя сменщица принимала людей и говорила, что я использую не те инструменты и не те препараты, хотя работали мы, по сути, с одним материалом, предлагала услуги на дому», — говорит косметолог Ирина. Конкуренция в мире красоты, даже экономкласса, огромная. Одна ошибка — и клиент без труда найдет нового мастера в другой парикмахерской, а сарафанное радио испортит репутацию.

В большинстве салонов столовая не предусмотрена, так что обеды лучше брать с собой или присматриваться к ближайшим кафе.

Скрытая опасность

Еще один фактор стресса — недовольные клиенты. Часто мастера принимают в порядке живой очереди, которая может затянуться на несколько часов. Запись также может быть сдвинута.

«Бывает в суматохе, особенно перед праздниками, записываешь по несколько человек на одно время или прямо перед записью приходит человек и не успеваешь закончить до прихода другого клиента», — рассказывает парикмахер Игорь.

Такая спешка опасна не только потерей времени, но и неаккуратностью мастеров. Чем больше поток, тем быстрее устает мастер, а значит, увеличивается вероятность ошибки.

«Как-то уже перед закрытием пришла клиентка на покраску, под конец дня и так устаешь, а тут еще длинные волосы, в итоге, когда смыла, увидела, что часть волос сзади просто забыла прокрасить. Краска нужного оттенка закончилась, пришлось записывать ее на следующий день», — рассказывает сотрудница салона в Подмосковье Инга.

Но случается и так, что клиенты страдают не по вине мастера, а от желания хозяев салонов сэкономить на материалах. Оксана сделала эпиляцию в одном из салонов экономкласса, в результате на коже остались ожоги. После долгих выяснений косметологу пришлось признаться, что их начальница экономит на препаратах, которыми они пользуются. У нее есть скидка, но товар не лучшего качества. Никакой компенсации Оксана не получила.

Как экономно постричься без ущерба для здоровья

Лучший вариант — обращайтесь к проверенным мастерам. Но если среди знакомых таких не имеется, обратите внимание на обстановку салона.

Одежда для работы и домашняя одежда персонала должна храниться в индивидуальных шкафчиках или в служебном помещении — клиент не должен видеть ее в зале.

Туалеты для посетителей и персонала обязательно должны быть раздельные, если в парикмахерской больше пяти сотрудников.

Косметологические кабинеты должны быть изолированы. Помимо ежедневной уборки в салонах должны использоваться ультрафиолетовые бактерицидные лампы для обеззараживания воздуха и поверхностей.

Следите за тем, чтобы мастер мыл руки до и после работы и обрабатывал все инструменты. В парикмахерской всегда должны быть одноразовые салфетки, полотенца и прочие средства гигиены.

Цена знаний

Источник: собственные данные