ВЛАДИМИР ЕГОРОВ: НЕЛЬЗЯ "ОСТРОВ РОССИИ" МЕРИТЬ ОБЩИМ АРШИНОМ

Калининградская область - уникальный край не только для России. Мало в мире стран, чья частичка оторвана от родины и живет в полном окружении других государств. Такое территориальное образование называется "эксклав". Эта геополитическая особенность накладывает отпечаток на жизнь региона, чей российский статус стал следствием подведения итогов второй мировой войны государствами-победителями. Это - российская земля, но со своими особыми проблемами, не свойственными другим областям страны. Губернатор Калининградской области Владимир ЕГОРОВ, оставивший пост командующего Балтийским флотом ради решения сложнейших задач, стоящих перед регионом, энергично, "без раскачки" взялся за дело, победив на выборах в прошлом году. Корреспондент "Труда" задал ему несколько вопросов, касающихся животрепещущих проблем региона.

- Владимир Григорьевич! Какие наиболее сложные вопросы вам пришлось решать сразу после вступления в должность губернатора? Было ли для вас, человека военного, что-то необычное в "гражданской профессии"?
- "Более сложных" или "менее сложных" проблем перед человеком, вступающим в должность главы администрации такого края, как наша область, попросту не бывает. Все проблемы одинаково сложны, поскольку они взаимосвязаны и определены уникальным геополитическим положением области - ее оторванностью от России, окружением государств с иными экономическими, политическими и военными приоритетами. И если искать здесь "наиболее сложную проблему", то это, не побоюсь высоких слов, - как сделать, чтобы ресурсы, экономика, духовный потенциал этой относительно небольшой, но столь важной российской территории были в полной мере востребованы метрополией, чтобы, с одной стороны, не ослабевала связь с Россией, с другой - чтобы область достойно представляла потенциал страны для Европы.
Очевидно, что при такой постановке вопроса любая экономическая или социальная ситуация приобретает еще и политический оттенок. В этом своеобразие Калининградской области, которое остро ощущается ее жителями.
Осознание остроты этой проблемы, с одной стороны, и неудовлетворенность подхода к ней предыдущей администрации, с другой, и стали решающими стимулами при решении баллотироваться на пост губернатора. И "необычного", как вы говорите, здесь ничего нет. В Калининградской области я с 1968 года, все сложности края переживаются и мной, и моей семьей точно так же, как и всеми жителями региона. И в том, что человек военный, сняв мундир, берется за, казалось бы, чисто гражданское дело, также нет ничего необычного. Командующий таким объединением, каким является Балтийский флот (а я имел честь командовать им девять лет), по определению обязан знать не только чисто военное дело. Ибо флот - это еще судостроение, судоремонт, свое сельское хозяйство, своя система образования, это свой строительный комплекс и т.д. Флот ведет свою военно-дипломатическую деятельность, и по роду своих обязанностей я знаком со многими политиками стран Балтийского моря.
Так что особых перемен я не почувствовал.
- Новая налоговая политика страны чуть не поставила область на грань экономической катастрофы. Известно, что во время встречи с президентом Владимиром Путиным вы получили поддержку от главы государства. В чем теперь отличие в налоговой, таможенной политике страны по отношению к Калининградской области? Даст ли это возможность эффективнее развиваться ее экономике, привлекать иностранные инвестиции? Станет ли жизнь в области лучше?
- Да, распоряжение ГТК от 27 декабря прошлого года "О применении части второй Налогового кодекса РФ при помещении товаров под таможенные режимы" - мощный удар по экономике области, последствия которого мы будем ощущать еще долго. Фактически одним росчерком чиновничьего пера была ликвидирована особая экономическая зона, провозглашенная федеральным законом. Печально известным распоряжением были нарушены конституционные нормы о единстве экономического пространства и свободном перемещении товаров и услуг на территории России.
Почему это произошло? Да попросту от незнания некоторыми должностными лицами географии, от попытки мерить общим аршином совершенно разные экономические образования. Видимо, авторы распоряжения ГТК и составители второй части Налогового кодекса забыли, что у нас не просто свободная зона, но зона - особая, и механизм льгот предусмотрен для нашего края как компенсация отрезанности и удаленности от России.
Попытка уравнять Калининградский эксклав с другими свободными экономическими зонами привела к сбою установленных хозяйственных связей предприятий области с иностранными и российскими поставщиками и потребителями товаров. Даже за относительно короткое время действия распоряжение ГТК нанесло убытков области на многие миллионы рублей.
Естественно, подрыв экономики ударил и по социальным программам. Ведь на большинстве предприятий области тут же сложилась опасная ситуация с выплатой налогов, а это, в свою очередь, резко уменьшило расходную часть бюджета. Почти в шесть раз уменьшились поступления от акцизов. Чем это грозит хозяйству городов, всему населению области, думаю, объяснять не надо.
Вот почему администрация области вынуждена была активно и незамедлительно включиться в работу за отстаивание конституционных прав граждан. Если мы хотим, чтобы край оставался российским, мы обязаны укреплять авторитет федеральной власти, удерживать ее от непродуманных и не проработанных решений. В ходе встреч с президентом России Владимиром Путиным, председателем правительства Михаилом Касьяновым, председателем ГТК Михаилом Ваниным, министром иностранных дел Игорем Ивановым удалось добиться отмены распоряжения ГТК.
22 марта с.г. планируется провести заседание правительства России, посвященное проблемам Калининградской области. Мы активно работаем над тем, чтобы выйти к этому разговору с готовыми документами и предложениями, которые, надеемся, позволят скорректировать федеральную политику по отношению к нашему особому району, повысить интерес столицы к самой западной области России. И если нам удастся довести до правительства всю остроту ситуации, вот тогда можно будет сказать, что жизнь в нашей области станет лучше.
- В западной печати появились статьи о том, что якобы Германия намерена постепенно прибрать Калининградскую область "к рукам" через экономическое влияние, которому будто бы способствует Кремль.
- На официальном уровне эта "утка" была опровергнута и российской, и немецкой сторонами. Я бы обратил внимание на другое: разговоры о том, что Калининградскую область "хотят прибрать к рукам" то Германия, то Литва, то еще кто-то, возникают с хорошо просматривающимся постоянством. У России, несмотря на ее огромную территорию, лишней земли нет, и "отдавать" кому-то наши политые кровью пяди никто не собирается. У Калининградской области - неизменный статус, своего рода гарант незыблемости итогов второй мировой войны. Вот еще почему мы ждем от федерального центра более активной поддержки нашей работы и инициатив.
- Не за горами время, когда эксклав окажется в окружении стран ЕС и, возможно, НАТО. Не значит ли это, что Калининградская область должна строить отношения с соседями по-особому, не совсем так, как остальные регионы России?
- Политика России должна быть определенной, последовательной, единой, но учитывающей, по возможности, интересы всех входящих в нее территорий. Вместе с тем, интересы и проблемы Калининградской области, повторюсь, в силу ее уникального геополитического положения, должны особо учитываться федеральным центром для того, чтобы динамика экономической и политической жизни Европы не ставила перед нами неожиданных ситуаций. Во всяком случае в контексте расширения Евросоюза, учитывая возможность вступления стран Балтии в НАТО, мы вправе рассчитывать, что область получит приоритетный характер федеральной поддержки.
Калининградская область - неотъемлемая часть России и, разумеется, не может вести свою "экстремальную" политику. Но мы ждем большей активности от аналитиков внешнеполитических ведомств и наших законодателей.
"Проблема Калининградской области" активно обсуждается последние три-четыре года на международных форумах самого разного уровня. В 2000 году мне, еще в ранге командующего Балтийским флотом, довелось принимать участие в конференции, посвященной, между прочим, и этой проблеме, в польском городе Познани. Аналогичные форумы проходили в Копенгагене, эти вопросы поднимались в ходе других конференций и встреч. Другими словами, для стран Евросоюза это уже не новая проблема.
Реальную базу для выработки конкретных решений мы можем найти в таких документах, как "Стратегия развития отношений РФ и ЕС", предложенная Россией в октябре 1999 года, и проекте "Северное измерение Европейского союза", предложенном Финляндией.
Однако это лишь возможная база. Уже сегодня необходимы конкретные программы и соглашения. Именно над этим работают сейчас и федеральные органы, и администрация области. Опыт соседства Калининградской области с НАТО у нас уже есть, теперь нам предстоит четко определить позитивные и негативные моменты нашего соседства с ЕС. Конкретные меры, способные смягчить последствия для Калининградской области после вступления Литвы и Польши в ЕС, будут рассмотрены на упоминавшемся уже заседании правительства 22 марта. А специальное соглашение России и Евросоюза по Калининградской области может быть заключено уже в мае этого года. Задача здесь состоит в том, чтобы в любом случае изменение ситуации вокруг Калининградской области отразилось бы на уровне жизни ее граждан только в лучшую сторону. В противном случае нам грозят усиление социальной напряженности, рост сепаратистских настроений и т.д.
- Как вы относитесь к постоянному стремлению зарубежных политиков, особенно литовских, участвовать в решении судеб эксклава?
- Участвовать в решении судеб эксклава зарубежные политики могут только на уровне переговоров и создания атмосферы доверия вокруг нашего "острова России". А от деловых кругов мы ждем совместных проектов и инвестиций.
- Дайте, пожалуйста, оценку качеству отношений области с соседними Литвой и Польшей.
- И с Литвой, и с Польшей у нас нормальные деловые отношения. На сегодняшний день в области немало совместных предприятий с польским и литовским капиталом. Но для нас совершенно очевидно, что потенциал взаимовыгодных отношений реализован далеко не полностью. Причина здесь - и в той атмосфере недоверия, которую создавали определенные политические круги на заре так называемой перестройки, и в некоторых просчетах, допущенных предыдущей администрацией области. Но, думается, все это поправимо, тем более что потребность в реализации совместных проектов имеется с обеих сторон.
- Жизнь российского эксклава существенно отличается от жизни других регионов страны уже в силу его "оторванности" от родины. Сказывается ли эта "изоляция" территориями других государств на настроениях людей? Не чувствуют ли они себя "брошенными"? Насколько справедливы прогнозы некоторых западных политиков о вероятности создания "четвертой балтийской республики"?
- Состояние "брошенности", настроения сепаратизма могут возникнуть, когда люди сталкиваются с непониманием Москвой своих проблем и нужд. Вы, может, улыбнетесь, но пару лет назад возмущение у калининградцев вызвало то, что на карте прогноза погоды, который транслируют центральные телекомпании, неожиданно "пропала" Калининградская область. Десятки писем полетели в Москву, в администрацию, в Госдуму. Мелочь? Нет, просто те, кто живет в эксклаве, не хотят чувствовать себя людьми второго сорта.
А поводов для недоумений и обид у них, увы, хватает. Якобы бесплатные железнодорожные билеты для ветеранов из России в Россию превращаются в платные из-за следования по чужим территориям. Грузы, которые могли бы прийти в калининградские порты, разгружаются в портах стран Балтии. Добавьте сюда сильнейший экономический удар, нанесенный непродуманным решением ГТК, и вам станет понятно, что чем меньше будет учитываться уникальность этой территории, тем сильнее будут действовать деструктивные, центробежные силы.
- "Труд" на днях будет отмечать свое 80-летие. Хотелось бы услышать ваши пожелания одному из старейших изданий страны, его читателям.
- "Труд" - одна из самых уважаемых, популярных и авторитетных газет. В нашем регионе к ее голосу прислушиваются. Пусть же и "Труд" как можно чаще пишет об уникальном крае, отделенном от "материковой" России, его людях, проблемах, заботах. Земля эта - с удивительной историей, традициями, и рассказы о ней только украсят страницы газеты, а мы с вниманием будем читать исследования ваших корреспондентов, доверяя, по традиции, их профессионализму и таланту.