08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МИХАИЛ ШЕМЯКИН: БАЛАНСИРУЮ МЕЖДУ РАЗУМОМ И БЕЗУМИЕМ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 14 Февраля 2001г.
В Мариинском театре в последние годы что ни премьера, то сюрприз и громкие имена. Еще свежи воспоминания о мартовской, 2000 года, постановке на этой прославленной сцене кинорежиссером Андроном Кончаловским оперы Сергея Прокофьева "Война и мир". И вот новая интрига: балет Петра Чайковского "Щелкунчик" по одноименной сказке Гофмана поставил скульптор Михаил Шемякин! В минувший понедельник после более чем двухлетней работы над этим спектаклем он был показан петербургскому зрителю.

Вообще-то премьера должна была состояться давно. О чем не однажды заявляли в Мариинке. В том, что ее все откладывали да переносили, "виноват" исключительно Шемякин. В чем сам честно теперь и признается.
- Я никогда не думал, что мне придется заниматься балетом, - говорит он. - Оперу - да, однажды ставил - "Нос" Дмитрия Шостаковича. Точнее, делал эскизы костюмов и декораций к ней. Это было на заре моей творческой жизни - в 1967 году в Ленинграде... Но пару лет назад в Нью-Йорк, где я живу, позвонил Валерий Гергиев и предложил мне работу над "Щелкунчиком". К тому времени я уже и сам подумывал о том же. Мне довелось как-то слышать музыку Чайковского к этому балету в интерпретации маэстро Гергиева. Впечатление? Чудо! Было бы просто грешно не согласиться на его предложение поработать вместе.
- Он дал вам полную свободу творчества?
- Валера сказал мне: "Сделай новый "Щелкунчик", ни на один прежний не похожий, сумасшедший!" Правда, через пару дней перезвонил и уточнил: "Сумасшедший, но в пределах разумного".
- Считаете, вам это удалось?
- Все два года неустанной работы над этим балетом балансирую между разумом и безумием. Мне очень хотелось вернуть сказке дух ее автора - Гофмана, который, к сожалению, был утрачен в прежних постановках, в том числе и Мориса Бежара.
Михаил Шемякин - создатель не только костюмов и декораций нового "Щелкунчика". Он также и автор почти всех мизансцен. Взяв за основу либретто Мариуса Петипа конца XIX века, художник так поработал над ним, что получился по сути совершенно новый балет. Именно Шемякин предложил и исполнителей на главные роли: Антона Адасинского (Дроссельмейер), который впервые танцует на сцене Мариинского, и Кирилла Симонова (Щелкунчик). Последний является также хореографом спектакля. В кулуарах театра поговаривают, что Валерий Гергиев связывает с этим молодым постановщиком немалые надежды. Сам Валерий Абисалович накануне премьеры косвенно подтвердил этот слух, посетовав в очередной раз на дефицит в России талантливых постановщиков оперы и балета. О "Щелкунчике" же знаменитый дирижер сказал только, что "угодить всем этим спектаклем вряд ли удастся, но поговорить критикам и журналистам, несомненно, будет о чем".
Пока новый балет увидели немногие из числа желающих попасть на него - уж больно "кусаются" цены! Билет на галерку, например, стоил на первый премьерный спектакль около 300 рублей, в партер - свыше 1000. Но уже к концу этой недели появится возможность так или иначе приобщиться к "мировой премьере" нового "Щелкунчика": в Строгановском дворце 15 февраля открывается выставка зарисовок и эскизов Михаила Шемякина к балету Мариинского театра. Представлено будет более 500 графических работ. Примерно тогда же, но, правда, в Нью-Йорке выйдет книга русско-американского скульптора, которая так и называется - "Новый Щелкунчик".
- 160 страниц, более 200 иллюстраций, мой подробный рассказ о работе над балетом - такова будет эта книга, - говорит Михаил Михайлович. - Насколько я знаю, в США уже ведется запись желающих ее приобрести.
- Вы сами довольны постановкой? Есть желание "сделать" еще какой-нибудь балет или, может быть, оперу?
- Больше никакого балета! Я - скульптор и работать намерен впредь только над скульптурами. Тем более что заказов хватает.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников