ПЛАТА ЗА ВХОД

В России - бум высшего образования. Социалистическое плановое хозяйство, слава Богу, осталось позади, и сегодня спрос рождает предложение, особенно платное предложение. Да вот парадокс: бедность в стране практически не уменьшается, за годы реформ производство "уполовинилось", реальный объем государственных расходов на образование и подготовку кадров в расчете на одного учащегося сокращался со скоростью 5-10 процентов в год, а система высшего образования стремительно растет. За годы реформ число студентов в высших учебных заведениях увеличилось почтина 40 процентов. И, что интересно, 96 процентов из них - за счет расширения платного образования как в государственных, таки негосударственных вузах. В результате уже каждый пятый студент возмещает родной alma mater затраты на обучение. И, судя по всему, процесс будет продолжаться.

ВКЛАД В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Из социологического опроса:
"Сейчас без образования никак нельзя. Даже секретарем "без корочек" на работу не возьмут. Да и лучше в вуз, чем сразу в армию или без дела по городу шляться" (А.П., мать первокурсника).
"Родители считают, что лучше заплатить деньги, чтобы ребенок учился, чем давать взятки в военкомате, чтобы "отмазали" от армии. А так за те же доллары ребенок пристроен, учится, может, и специальность получит" (Е.Б., депутат Московской городской Думы).
Наша высшая школа в значительной мере потеряла статус "кузницы кадров" и все более выполняет лишь функцию социального оберега, куда стремится молодежь, а точнее, хотят "определить" юношей и девушек их родители, потому что в 17-18 лет без специальности просто невозможно найти работу и страшно отпускать сына в нынешнюю армию.
Они готовы платить за детей еще и потому, что российскому населению сегодня абсолютно некуда вкладывать свои трудовые доходы для создания хоть каких-то гарантий на будущее. Оно уже прошло приватизацию, МММ, Чара-банк и дефолт. Осталось последнее и святое - будущее собственных детей. Простому большинству россиян нечего передать по наследству своему ребенку. Нет собственного дела, нет стартового капитала, но осталась надежда дать ему "капитал" в виде образования, что, как они надеются, позволит ребенку в будущем выбраться из той трясины, в которой находятся они - родители.
ЧТО ПОЧЕМ?
По подсчетам специалистов, в образовательной сфере ежегодно вращаются деньги, равные 400-420 миллионам долларов США. Оплата обучения, то есть суммы, которые студенты, а точнее, их родители вносят в кассу учебного заведения сильно дифференцированы, в зависимости от вуза, его местонахождения, специальности, по которой ведется обучение. Так, в провинциальных высших учебных заведениях получение платного образования означает ежегодное внесение в кассу 100-500 долларов. В столичных государственных вузах платные места значительно дороже, и обучение стоит в пределах 700-7000 долларов. Например, стоимость одного года учебы в МГИМО - 5000-7000 долларов, Российской правовой академии Минюста РФ - 2400, Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова - 5000, Московском государственном педагогическом университете - 800-2000, РГГУ - 2000-3000 долларов.
МАЛЕНЬКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Для совсем ленивых и нерадивых, но все же мечтающих о дипломе, вполне доступен (хотя и криминален) путь покупки вожделенного документа. Так, в переходе со станции "Лубянка" на станцию "Кузнецкий мост" Московского метрополитена такой диплом, напечатанный на Гознаке с настоящей печатью нужного вуза, по словам продавца, можно купить за 700 долларов, отпечатанный просто в типографии - за 200, "хорошую подделку с цветного принтера" - всего за сто долларов...
Еще большие затраты несут семьи на подготовку к поступлению в вуз. Причем расходы эти не поддаются точному подсчету, ведь значительная их часть находится в теневой сфере. Затраты эти можно разделить на две части. Первая - относительно скромная - это официальная оплата всевозможных подготовительных курсов, которые обходятся абитуриенту в 400-800 долларов в год. Вторая - значительно большая по размеру, но скрытая - оплата частных репетиторов. Здесь варианты могут быть любыми. Самые "небольшие" затраты несут те, кто живет в сельской местности или небольших городах и поступает в региональные институты-университеты.
"У нас сложно найти репетитора. В прошлом году мы хотели пригласить преподавателя из области. Но, оказалось, это слишком накладно - по 30 долларов в месяц с каждого. Не набралось детей даже с обеих наших школ. Ему же 20 человек надо было. И сын несколько месяцев дополнительно занимался со здешним школьным педагогом. Оплата? В общем-то мы ему ничего не платили, просто потом подарок сделали. Наши учителя не избалованы. (Т.И., жительница райцентра).
А вот оплата репетиторов за "натаскивание" школьников к вступительным экзаменам в столичные престижные вузы (которая часто включает в себя растянутые во времени взятки) имеет совсем иные размеры и доходит порой до десятков тысяч долларов.
"Для поступления в вуз создана целая теневая индустрия. Объем денег белых, серых, черных, которые в ней крутятся, по оценкам, сопоставим с бюджетом образования. Платят за курсы, репетиторство, покупают издаваемые вузами брошюры с вариантами тестов и решениями, просто дают взятки". (П.Г., депутат областного законодательного собрания).
МОЖЕТ ЛИ ПОМОЧЬ ГОСУДАРСТВО?
Все приведенные цифры касаются тех - а их не более трети, - кто может пусть даже ценой невероятных усилий заплатить за подготовку своего ребенка к поступлению в вуз, за его обучение. Но значительная часть населения этого сделать не в состоянии, поскольку имеет доходы ниже прожиточного минимума, в который до сих пор не включены расходы на оплату образования. Может ли им помочь государство?
С 1 января 2001 года согласно второй статье Налогового кодекса деньги, которые вы тратите на образование детей в дневном вузе, будут возвращаться вам из подоходного налога. Откроет ли это дорогу в вуз малоимущим слоям населения? Тут много сомнений. Ну, во-первых, значительная часть таких расходов, как было уже сказано, идет теневым путем, и квитанцию о занятиях с репетитором к декларации о доходах не приложишь. А во-вторых, неимущие так называются потому, что у них мизерные доходы, а с них и подоходный налог очень мал. Школьный учитель или врач в районной поликлинике в лучшем случае смогут списать со своего подоходного налога долларов 50 в год. Понятно, что с такими деньгами к подготовке в престижный вуз или к платному высшему образованию не подступиться. Другое дело - высоко оплачиваемые работники. Для некоторых из них списание с подоходного налога затрат на образование будет обозначать полное освобождение от оплаты обучения детей в вузе. Неравенство только возрастет.
"У меня зарплата тысяча рублей, и налог, слава Богу, мизерный. Разве за такую цену я найду подготовительные курсы?" (Н.К., учительница).
Еще одно. Как правило, государства, озабоченные проблемой равнодоступности образования для всех, ищут выход в развитии систем студенческих займов на образование. У нас тоже были попытки ввести подобные кредиты. Последняя предпринята Сбербанком в августе. К сожалению, этот банковский кредит не пользуется спросом, поскольку условия его предоставления трудно назвать льготными: 22 процента годовых, под которые он предоставляется, ничем не отличаются от процентов других кредитов этого банка. А кроме того, сумма кредита зависит от "платежеспособности законного представителя учащегося (родителей)", то есть студенту из низкодоходной семьи такой кредит попросту не дадут...
А ЧТО ПОТОМ?
Но вот диплом в кармане. Как ни трудно было семье, государственные экзамены сданы, вуз окончен. Найдет ли выпускник работу по специальности, сколько будет зарабатывать?
"Я после института хотела пойти в школу или в техникум работать по специальности - преподавать математику. Но в школе мой заработок был бы 280 рублей, разве проживешь? И вот уже два года работаю агентом в агентстве недвижимости. (И.П., двадцать пять лет).
Согласно официальным данным средняя начисленная заработная плата в России сегодня составляет около 2000 рублей, а заработок преподавателя в школе - молодого специалиста, не имеющего еще никаких категорий, разрядов, - при самых благоприятных обстоятельствах - не превышает 700. Сопоставьте эти цифры: по всей вероятности, школы не дождутся молодых специалистов.
Подобные дилеммы возникают и будут возникать у выпускников других вузов. Во всех экономически развитых странах общей является тенденция более высокой оплаты труда высококвалифицированных и образованных работников. Там люди, окончившие университет, зарабатывают в среднем на 50-100 процентов больше тех, кто имеет только среднее образование. В нашей стране ситуация несколько иная. Официальных данных на этот счет нет. Но результаты массовых опросов показывают, что разрыв между зарплатой высоко- и среднеобразованных составляет сегодня не более 30 процентов. В этой связи совсем не странно выглядят данные ВЦИОМ, в соответствии с которыми население считает наиболее "прибыльными" три профессии: банкир, "преступный авторитет", "звезда эстрады", причем лишь одна из них - банкир - предполагает наличие высшего образования.
Кто сегодня знает, сколько выпускников того или иного вуза и по каким специальностям смогли найти работу, соответствующую уровню полученного ими образования? А сколько получают те, кто трудоустроился? Никто. Прогнозов не существует. Совместная работа вузов и кадровых агентств практически отсутствует...
А в результате:
У нас освободилось место уборщицы, конкурс был как в Московский авиационный институт. Все с высшим образованием. Это жутко, конечно, сознавать, что люди с высшим образованием стоят в очереди, чтобы устроиться уборщицей. Это в дурном сне не приснится. (А.П., директор предприятия в райцентре).
Кошельки родителей стали и в нашей стране главным фактором, определяющим доступность образования. Так мы теряем талантливую молодежь, а выбор учебного заведения для многих диктуется не способностями и призванием, а более дешевым доступом в вуз. И как следствие - невостребованностью в дальнейшем, потерей интеллектуального потенциала страны... Собственно говоря, на ликвидацию этого нацелена и реформа высшей школы, которая сейчас разрабатывается и кое-где апробируется в качестве эксперимента.