ДИАПАЗОН ПРОДАЖ: ОТ "СЛАВНЕФТИ" ДО "МОСФИЛЬМА"

На заседании коллегии Министерства имущественных отношений премьер Михаил Касьянов объявил, что настала пора избавиться от львиной доли госпакетов акций. В 2002 году Белый дом намерен их продать в 426 открытых акционерных обществах. Цена вопроса, то есть гипотетической выручки, - 35 млрд. рублей. Если пересчитать на население РФ доход от распродажи госимущества, на душу придется примерно по 243 рубля.

Правительство объясняет ускоренную распродажу собственности необходимостью "системной трансформации экономики". В этом, по словам премьера, будет заключаться переход ко второму этапу реформирования России. Оказывается, экономические проблемы как раз и состоят в том, что приватизация времен раннего либерализма прошлась только по инфраструктуре - до отраслевых предприятий руки реформаторов и не дошли. Теперь, похоже, правительство решило исправить это дело и расстаться с федеральной собственностью в виде оставшихся фабрик и заводов.
На заседании правительства 7 февраля был обнародован список кандидатов на продажу. В реестр попали 312 акционерных обществ (АО) и 141 государственное унитарное предприятие (ГУП). Как и следовало ожидать, самыми лакомыми оказались объекты ТЭКа и металлургии. Среди них 85 процентов акций "Норси-Ойла", 19,8 процента акций "Славнефти" и 17-процентный пакет активов Магнитогорского металлургического комбината. Как ожидается, самым ценным в предпродажном ряду получился 6-процентный пакет акций ЛУКОЙЛа - за него правительство намерено получить 600 - 800 млн. долларов.
Помимо сырьевой части государственного пирога, не менее привлекательными для покупателей могут считаться предложенные к реализации крупные пакеты акций "Связьинвеста" (25 процентов +2 ак-ции), авиакомпании "Воронежавиа" (35 процентов), Камчатского морского пароходства (25 процентов). Есть также планы избавиться от доли РФ в активах крупнейшей в стране авиакомпании "Сибирь" и АО "Воркутауголь".
Что касается остального, то тут более мелкие, но не менее известные объекты российской экономики. Скажем, киностудии "Мосфильм", "Ленфильм", "Союзмультфильм" и "Русское видео" (Санкт-Петербург). С государственными унитарными предприятиями Мин-имущество рекомендует правительству не церемониться. В ведомстве эту форму собственности считают наименее эффективной и предлагают сократить их за год аж на 1,5 тысячи.
Новым моментом в приватизационном процессе станет продажа объектов вместе с землей, на которой они расположены. Благо земельное законодательство после принятия соответствующего кодекса этому перестало быть помехой.
Решимость правительства избавляться от госсобственности объясняется слабостью менеджмента, представляющего на предприятиях интересы федеральной власти. Касьянов привел на коллегии убедительные тому примеры. В числе прочих была названа даже Москва, где, по словам премьера, арендная плата за пользование гособъектами порой не покрывает налоговых платежей. Касьянов заявил, что от предстоящих продаж правительство ждет не столько денег, сколько повышения эффективности работы предприятий - правда, уже руками частного собственника. Наведение порядка и обеспечение прозрачности ведения дел, по мнению правительства, может обеспечить привлекательность приватизированных ГУПов и привлечь инвесторов.
Между тем материалы Минимущества, представленные на заседании правительства, свидетельствуют о некоторых положительных тенденциях в сфере управления собственностью РФ. Сообщается, что доля поступлений в бюджет от всех видов ее деятельности в последние годы неуклонно растет. Так, если в 1997 году госсобственность принесла в казну чуть больше полумиллиарда рублей, то в 2001-м - без малого 30 миллиардов. То есть почти столько же, сколько планируется выручить от распродажи госпакетов.
Возможно, правительство подталкивает к решительным действиям на фронте приватизации замедление экономического роста? Начало года ознаменовалось серией неважных новостей: в ряде регионов не оказалось денег на повышение зарплаты бюджетникам, а у военных - дефицит средств на оплату электроэнергии и, наконец, рост потребительских цен в январе, преодолевший отметку в 3 процента. Все это добавило головной боли премьеру, от которого президент потребовал преодоления негативных тенденций. Так что деньги правительству очень даже нужны. И можно не сомневаться, что намерение главы Минимущества Фарита Газизуллина получить от продажи пакетов акций АО "85 процентов общих доходов от приватизации федерального имущества" будет достигнуто. Уже сегодня ведущие нефтяные компании изготовились к борьбе за весьма привлекательные госактивы топливных объектов.
Новым моментом в приватизационном процессе станет то обстоятельство, что чиновников из Мин-имущества, скорее всего, подвигнут на разработку системы рыночной оценки. На роль главного оценщика претендует Торгово-промышленная палата. И премьер, судя по всему, доверяет Евгению Примакову - во всяком случае, не меньше, чем своим чиновникам.
Евгений Ищенко, заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности:
- Вступающий в силу с 1 апреля закон о приватизации полностью отрезает от участия в этом важнейшем для страны процессе законодательную власть, а также субъекты РФ. В новой ситуации правительство становится бесконтрольным по части продажи крупнейших, в том числе оборонных предприятий. Такая практика не может считаться нормальной.
Вместе с тем желание правительства избавиться от ГУПов не должно вызывать возражений. Хотя бы потому, что дела в этом секторе госсобственности идут из рук вон плохо.
Мне трудно объяснить мотивы действий правительства в случаях, когда на продажу выставляются высоколиквидные и очень доходные активы госсобственности. В частности, продажа значительного пакета акций российско-белорусской нефтяной компании ОАО "Славнефть" вопреки мнению белорусской стороны подрывает экономическую основу российско-белорусского союза. Кроме того, ОАО "Славнефть", равно как и единственная оставшаяся государственной нефтяная компания "Роснефть", наращивают производство, имеют значительную прибыль, которую перечисляют по дивидендам в федеральный бюджет.