10 декабря 2016г.

У ЮПИТЕРА ПОЯВИЛСЯ "БРАТ"?

Волкова Елена
Статья «У ЮПИТЕРА ПОЯВИЛСЯ "БРАТ"?»
из номера 027 за 14 Февраля 2002г.
Опубликовано 01:01 14 Февраля 2002г.

Недавно появилась информация, что впервые с помощью орбитального телескопа Хаббла американские ученые определили существование атмосферы на одной из 80 планет, открытых вне пределов Солнечной системы. Один из руководителей эксперимента, который проводился Национальным агентством по космонавтике и аэронавтике США (NASA), назвал это открытие "первым шагом к изучению условий, благоприятных для возникновения той или иной формы органической жизни" на удаленных от Земли планетах, "подозреваемых в существовании на них жизни". Американские исследователи подчеркивают, что обнаруженный за 150 световых лет от Земли (1 световой год - 10 трлн. километров) натрий в атмосфере по своим спектральным характеристикам идентичен натрию в атмосфере Юпитера. И этот факт, по мнению американских специалистов, говорит о возможном существовании планет с теми же характеристиками атмосферы, что и у планет Солнечной системы...
Прокомментировать это открытие мы попросили доктора физико-математических наук, зав. лабораторией спектрального исследования планет Института космических исследований Леонида Ксанфомалити: "2001 год был отмечен новыми успехами в поисках внесолнечных планет и наблюдениями прохождений такой планеты перед диском звезды,- сообщил ученый.- Среди них оказались и такие, орбиту которых мы видим с "ребра". Такой объект периодически проходит по диску звезды, слегка затмевая ее свет, всего на тысячные доли. И хотя сам диск неразличим, небольшое уменьшение блеска звезды удается измерить. Оказалось даже, что та небольшая часть лучей света, которая, скользя, прошла сквозь атмосферу такой гигантской планеты, несет сведения и о самой атмосфере. И недавно удалось установить, что в их очень протяженных атмосферах присутствуют пары натрия. Однако о том, что где-то может быть обнаружена органика, говорить сейчас просто нелепо. Пока вместо подобий планет Солнечной системы обнаружены совершенно новые классы небесных тел: планеты типа "горячий Юпитер" (из-за близости планеты к звезде температура планеты превышает 1000 градусов) и планеты-гиганты на очень вытянутых орбитах. Но пока полученные сведения лишь понуждают теоретиков к пересмотру самих основ представлений о возникновении и формировании планетных систем".