07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МОЛЧАНИЕ СЕРЫХ КИТОВ

Семенов Алексей
Опубликовано 01:01 14 Февраля 2003г.
Поначалу весть, принесенная с далекого Сахалина агентством "Интерфакс-Евразия", вызывала исключительно положительные эмоции: нефтяная компания "Сахалин Энерджи" выделяет пять миллионов долларов на исследование западных серых китов. Вот ведь какие благородные люди, не скупятся, когда речь идет об охране окружающей среды, понимают, что все живое на Земле связано единой биологической цепью. Уничтожение даже малого звена может привести к необратимой экологической катастрофе. Однако радость оказалась преждевременной.

Читаем информацию дальше. Оказывается, выделенные миллионы долларов "не более чем прикрытие для продолжения проекта "Сахалин-2" по дешевому, но экологически опасному варианту". Так считают природоохранные организации Дальнего Востока. Как сообщили агентству "Интерфакс-Евразия" в Дальневосточном представительстве российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF), деньги, выделенные нефтяниками, ведущими разработку шельфовых месторождений у берегов Сахалина, не помогут выжить популяции серых китов, находящихся под угрозой исчезновения. "Если они действительно хотят сохранить уникальных животных, занесенных в международную Красную книгу, то нужно изменить маршрут трубопроводов от платформы "Моликпак" на берег Сахалина и пустить их южнее китового пастбища, а также перенести точку установки новой платформы на Пильтун-Астохском месторождении дальше к востоку", - считают в WWF. Сейчас нефтяники хотят проложить четыре трубопровода прямо через китовое пастбище и установить новую платформу в непосредственной близости от кормового района животных.
Образно говоря, будущие исследования могут стать самым дорогим некрологом по китам, которых на сегодня осталось примерно сто особей. Однако главный исполнительный директор компании Стив МакВей (Steven McVeigh) настроен оптимистично. Ссылаясь не некое исследование, он считает, что "Сахалин Энерджи" и серые киты мирно сосуществуют в акватории Охотского моря".
Киты - далеко не единственная проблема из тех, что возникают вокруг нефтяных сахалинских компаний, работающих на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Хотя добыча нефти в рамках проекта "Сахалин-2" началась лишь летом 1999 года, вопросов накопилось уже немало. Акционерами "Сахалин Энерджи" являются англо-голландская Royal Dutch/Shell, японские Mitsui и Mitsubishi.
В отличие от китов, которые, к сожалению, не могут высказать своего мнения по поводу хозяйственной деятельности в акватории Охотского моря, люди задают вполне конкретные вопросы. Наиболее полно их представил депутат Сахалинской областной Думы А. Черный в своем докладе на парламентских слушаниях в Москве. Факты, которые привел сахалинский депутат, весьма убедительно развенчивают миф об СРП как некой волшебной палочке, способной вывести нашу экономику из кризиса. В конце 80-х начале 90-х годов именно этот инструмент подавался как едва ли не единственное лекарство от хаоса и неразберихи в народном хозяйстве нашей страны. Лекарство оказалось горьким и неэффективным. Это хорошо видно на примере Сахалина.
Начнем с того, что практически все месторождения на шельфе острова открыты местными геологами. На сегодняшний день извлекаемые запасы нефти составляют 327 миллионов тонн, газа - 817 миллиардов кубических метров. Уже сейчас специалисты заявляют, что в ближайшее время сумма потенциальных ресурсов будет увеличена более чем в три раза. И это не предел.
Что касается наиболее "раскрученного" проекта "Сахалин-2", то его начало уходит в советское время. С 1985 года объединение "Сахалинморнефтегаз" и американская строительная компания "Мак-Дермот" вели переговоры по созданию совместного предприятия для освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений. Уже тогда стало ясно, что без специальной ледостойкой стационарной платформы не обойтись. Американцы согласились спроектировать и построить экологически безопасную чудо-платформу с учетом новейших научно-технических достижений стоимостью от 600 миллионов до миллиарда долларов. Запомним эту цифру. Для этой цели они создали консорциум с участием компаний "Марафон" (США) и "Мицуи" (Япония). Этот консорциум с настораживающим для русского уха названием "МММ" ("Мак-Дермот", "Марафон", "Мицуи") и выиграл конкурс по созданию совместного предприятия для освоения месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин.
Однако вскоре победитель каким-то образом ушел от условий выигранного конкурса и перешел на выгодную для себя форму сотрудничества - "раздел продукции". Грубо говоря, он просто "кинул" "Сахалинморнефтегаз", который затратил огромные средства на разведку месторождений. Сегодня проект "Сахалин-2" осуществляется только иностранными компаниями.
Ладно, время было бурное, темное, революционное. Чего только не случалось. Российского участника отстранили от сахалинского пирога, а что получила страна в целом? И здесь похвастаться тоже нечем. По условиям соглашения Россия получает ничтожно малую сумму - двадцать миллионов долларов ежегодно, из них двадцать процентов идет в областную казну, что равно полутора процентам от доходной части бюджета Сахалина. Не густо! Налог на прибыль не начисляется, так как ее нет. Консорциум по соглашению получает "до 100 процентов ликвидной продукции на возмещение своих затрат, оставшаяся после этого (?) продукция распределяется: 90 процентов - консорциуму и 10 процентов - России". Такие условия раздела продукции будут действовать до момента достижения рентабельности 17,5 процента. Но так как вся затратная часть проекта находится в руках инвестора, можно уверенно предположить, что указанная рентабельность не будет достигнута никогда, считает депутат А. Черный.
Не выполнили иностранцы и другое главное условие конкурса - обеспечение опережающей добычи газа с Лунского месторождения в 1995 году для покрытия энергетических потребностей Сахалина и Хабаровского края. Зачем им это надо? Не они же в конце концов в каждую зиму входят как в последний и решительный бой.
То, что этот грабительский, колониальный договор подписали иностранцы, удивления не вызывает - им он, безусловно, выгоден. К ним вопросов нет. Но вот кто именно, исходя из каких соображений и мотиваций, подписал документ с российской стороны, было бы интересно узнать.
К началу 2003 года консорциум добыл и вывез около пяти миллионов тонн нефти. Делается это до безобразия незатейливо. "Черное золото" с платформы загружается в танкер и отправляется за границу. Вот почему на острове не построено ни одного метра нефте- или газопровода, ни одного километра дорог, ни одного пролета линий электропередачи, ни одного метра жилья для населения. В законе об СРП сказано, что не менее семидесяти процентов оборудования должно быть закуплено на наших предприятиях. Мол, мы вам нефть по дешевке, но вы за это обеспечьте заказами наших машиностроителей. Иностранцы загрузили предприятия, но только не наши. Платформу "Моликпак" купили в Канаде за тридцать миллионов долларов. Затем ее отбуксировали в Южную Корею и отремонтировали за семьдесят миллионов долларов. Из японского металла за 53 миллиона долларов сделали для нее подставку. Затем платформу отбуксировали в Охотское море и поставили на точку, на это ушло еще пятьдесят миллионов. Около двухсот миллионов долларов ушло на строительство плавучего нефтехранилища "Оха". И этот заказ достался не российским судостроителям. Да что там говорить, даже материалы и конструкции для строительства так называемой "американской деревни" и офиса компании были завезены из-за океана. А это, между прочим, еще сто десять миллионов долларов.
В общем, прибыль получили предприятия многих стран, даже княжество Монако подсуетилось. А вот России в списке победителей, увы, нет. Консорциум, правда, обещает в течение ближайших тридцати лет разместить заказы на российских заводах. Свежо предание...
А теперь вернемся к тому, с чего начинали, - к охране природы. Пять миллионов долларов на исследование китов - деньги немалые. Но они не идут ни в какое сравнение с экономией, которую получила "Сахалин Энерджи", пренебрегая требованиями экологической безопасности. Въедливый читатель, видимо, уже обратил внимание на то, что вначале, до конкурса, иностранные инвесторы легко обещали спроектировать чудо-платформу стоимостью до миллиарда долларов. Ее должны были построить с учетом высокой сейсмичности района (до 10 баллов), полутораметровых дрейфующих льдин и тридцатиметровой глубины моря.
Конкурс позади, обещания забыты. В итоге по цене металлолома купили устаревшую платформу "Моликпак". Она отработала свое еще в конце 80-х годов. Причем ее использовали как временное сооружение исключительно для бурения разведочных скважин при глубине моря до двенадцати метров да еще на прочных паковых льдах Канадской Арктики. Вот такое "ноу-хау" нам притащили.
А если, не дай Бог, случится экологическая катастрофа в нашем самом рыбном Охотском море, как это было у берегов Аляски или Испании? Кто будет нести расходы? Компании, которые входят в концерн "МММ"? Сахалинский депутат А.Черный предполагает, что получить какую-то компенсацию в этом случае будет довольно сложно.
Странная история получается с этим СРП. Нефть мы отдали практически даром, отечественные металлургические и машиностроительные заводы остались с носом, так и не дождавшись заказов. Теперь выясняется, что и экологические риски по сути взвалены на нашу страну. Порой кажется, что дикари начала позапрошлого века были умнее нас, они отдавали свое золото или слоновую кость за стеклянные бусы - все-таки бизнес, хоть и примитивный. Мы же транжирим несравненно большее богатство просто за "здорово живешь".
В этой связи вызывают удивление усилия некоторых чиновников и депутатов по проталкиванию через Государственную Думу поправок к Закону "О соглашении о разделе продукции". Цель таких действий - оживить соглашение, которое после принятия Налогового кодекса практически утратило силу. А нужен ли нам такой закон? Стране точно - нет, а интересы чиновников, к сожалению, далеко не всегда совпадают с общенациональными. Эти попытки выглядят, мягко говоря, странными, особенно сейчас, когда крупный иностранный капитал пошел в Россию с действительно крупными инвестициями. Об этом свидетельствует недавняя многомиллиардная сделка "British Petroleum" с нефтяной компанией ТНК. Причем иностранцы даже и не пытались "выбить" для себя льготных условий СРП. Так зачем же еще раз наступать на старые грабли?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников