В ДЕЛЕ ЯНДАРБИЕВА "ПОСТАВЛЕНА ТОЧКА"?

В пятницу в Дохе, столице Катара, взрывом бомбы, заложенной в автомобиль, был убит соратник Джохара Дудаева, а впоследствии "президент" (в 1996 - 1997 годах) никем не признанной Чеченской республики Ичкерия Зелимхан Яндарбиев.

Шеф московского бюро всеарабского телеканала "Аль-Джазира" Акрам Хузам в беседе с корреспондентом "Труда" по телефону уточнил, что смерть наступила на операционном столе в результате тяжелых ранений в голову и грудную клетку.
В России против Яндарбиева 31 октября 2002 года было возбуждено уголовное дело одновременно по трем статьям. Ему инкриминированы причастность к подготовке вооруженного мятежа в Дагестане, соучастие в создании незаконных вооруженных формирований, покушение на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Имеются оперативные данные о том, что захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве, возможно, также был осуществлен с его ведома. В апреле 2003 года он объявлен в международный розыск, а в июне того же года Комитет Совета безопасности ООН по санкциям в отношении талибов, организации "Аль-Каида" и связанных с ними лиц по предложению России включил Яндарбиева в "черный список" международных террористов.
Никто пока не взял на себя ответственность за физическую ликвидацию человека, которого президент Чеченской республики Ахмат Кадыров назвал "основным идеологом сепаратистов, а затем и террористических организаций". Что касается неизбежных по горячим следам события журналистских версий, то их как минимум две.
Первая. Яндарбиев стал мишенью после того, как попытки Генпрокуратуры убедить власти Катара выдать его России не увенчались успехом, а список его злодеяний продолжал расти. Однако попытка провести исторические параллели, вспомнив, скажем, как агент НКВД прикончил ледорубом Троцкого в Мексике, - малоубедительна. Стоит заметить и то, что Яндарбиев, по свидетельству чеченских источников, уже не пользовался прежним политическим влиянием среди боевиков и вряд ли мог претендовать на лидерскую роль.
"А почему вы полагаете, что это дело спецслужб?" - так отреагировал на звонок из "Труда" глава пресс-бюро Службы внешней разведки Борис Лабусов. По его словам, "с того времени, когда Богдан Сташинеский ликвидировал в Германии Степана Бандеру, наше ведомство в подобных акциях участия не принимало". Более того, говорит Лабусов, достаточно взглянуть на корни внутренних разборок между главарями боевиков, чтобы выстроить верные предположения...
Итак, вторая версия. Секретарь Совбеза Чечни Рудник Дудаев убежден: "Это, скорее всего, они деньги делят. Как политическая фигура Яндарбиев никакого интереса не представляет ни для Чечни, ни для кого-либо другого. В свое время он прикарманил очень большие деньги, которые были предназначены для боевиков на продолжение вооруженного сопротивления". По его сведениям, конкурентом Яндарбиева при дележе денег выступал чеченский пиар-технолог Мовлади Удугов. Схожего мнения придерживается и зам. председателя правительства Чечни Адлан Магомадов: "Последние разногласия связаны с тем, что Удугов и Яндарбиев, получив на проведение терактов от экстремистских фондов сумму денег, довели до адресата в Чечне ее незначительную часть. К тому же этим адресатом стал Басаев, а другие, в том числе Масхадов и Доку Умаров, "крепко обиделись".
Во всем этом еще предстоит разбираться. Но уже сейчас выстраивается некая логическая цепочка. Вылазка в Дагестан, захват "Норд-Оста", взрывы домов, электричек и недавно - в московском метро. Видится прямая или косвенная причастность ко всему этому Зелимхана Яндарбиева. Поэтому, кто бы ни взорвал идеолога чеченских террористов, в сознании многих россиян это воспринимается как акт возмездия.