Без милости к падшим

На Берлинале-62 состоялась премьера «Конвоя» — третьего фильма одного из самых интересных российских режиссеров Алексея Мизгирева

На Берлинале-62 состоялась премьера «Конвоя» — третьего фильма одного из самых интересных российских режиссеров Алексея Мизгирева («Кремень», «Бубен, барабан»). Обозреватель «Труда» считает, что фестивальная публика приняла картину благосклонно.

После жесткого «Кремня», после трагедии его героини, бесстрашно и сухо сыгранной Натальей Негодой, Алексей Мизгирев исследует в «Конвое» сильные-слабые свойства мужского характера. Капитан Игнат, известный своими вспышками ярости и бескомпромиссной идеей справедливости, должен отконвоировать вместе с циничным сержантом-контрактником дезертира по имени Артем, похожего на калмыка или казаха. А еще капитану приказано вернуть казенные деньги, часть которых промотал другой дезертир, который бежал с Артемом из армии, потом убил милиционера и покончил с собой. Предотвратить гибель эпизодического персонажа капитан не смог. И теперь Игнат, сержант и дезертир отправляются в путь, но задерживаются ненадолго в Москве, чтобы раздобыть денег. И случай, как в страшной сказке, вроде подворачивается. Троица попадает в подполье гастарбайтеров, а точнее, в руки их начальника, а еще точнее — в логово работорговца, измученного московскими ментами, от которых (так он думает) его избавит капитан. За деньги, разумеется. Деньги капитану очень нужны, но брать их у гнусного дядьки он брезгует и… берется сделать все бескорыстно. Впрочем, его помощь почему-то всегда терпит крах или запаздывает. Есть в этом суровом мужчине какая-то тайна или, быть может, могучий ущерб. Об этом зрители узнают не сразу. Но его невольная вина (когда-то он остался с маленькой дочкой, у нее заболел живот, но капитан торопился на службу и не вызвал врача — девочка умерла), сравнимая с ударом чуть ли не взрывной волны, парализует крепкого капитана, доводит до беззащитного состояния, когда он падает в обморок.

Дезертир оказался простодушным рассказчиком анекдотов, миролюбивым клоуном, надеющимся задобрить конвоиров и преисполненным жалости к капитану, которому решает (безнадежно, конечно) помочь: достать злополучные тысячи. Но его насилуют (за кадром) охранники работорговца, после чего Артем навсегда сломлен и унижен. Между тем сержант признается капитану, что данные им казенные деньги он украл себе на отпуск и теперь боится возмездия… Когда конвой добрался до пункта назначения, выяснилось: растраченные деньги списали, так что дикие испытания мирного времени были напрасны. Как напрасны уговоры капитана отпустить дезертира в часть, не засаживать в тюрьму, где ему не выжить. Но в стране идет борьба с «разгильдяйством», так что снисхождения Артему не видеть. Прощание капитана с дезертиром воспринимается как последнее, предсмертное свидание.

Три прекраснейших актера (Олег Васильков, Азамат Нигманов, Дмитрий Куличков) в ролях капитана, сержанта, дезертира выступают равноправными (анти)героями мужского кино, в котором человечность изранена или изношена безысходностью, а жалость к падшим — невозможностью их спасти и сохранить.